Слайд 1ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Урок 11
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема: «Зеленая букашина»
(по Б. Емельянову)
.
Цель: познакомить учащихся с
рассказом «Зеленая букашина»; учить делить текст на
части подбирать
к ним заглавия; расширять словарный запас учащихся; провести лексическую работу над фразеологическими оборотами; развивать технику чтения, навыки выразительного чтения; воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.
Слайд 3Фронтальный опрос.
Кто учит нас пению, терпению, правдивости, чистоте, доброте, дружбе,
труду.
Объясните, почему солнце учит доброте? Как вы это понимаете? Что
это значит?
Слайд 4Как понимаете строки:
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас
труду?
Недаром трудолюбивого человека всегда сравнивают с пчелой.
А знаете ли вы:
чтобы собрать один грамм меда, пчела должна совершить до
четырех тысяч вылетов.
Слайд 5Чтение учащимися стихотворения «Урок в саду».
Выполнение задания.
Найдите и прочитайте, как
проходил урок.
Понравился ли он ребятам?
Какое слово говорит о том, что
дети были очень рады такому уроку?
Прочитайте это стихотворение выразительно.
Как вы помогаете родителям на даче или своим дедушкам и бабушкам, когда приезжаете к ним в село?
Расскажите, удалось ли вам что-нибудь вырастить. Как вы это делали?
Слайд 6чтение стихотворения
С. Михалкова
«Лесная академия».
Слайд 7Беседа
Как вы озаглавите это стихотворение?
Что изучали насекомые в академии?
В каких
строках выражена главная мысль стихотворения?
Где бы вы хотели, чтобы проходили
наши уроки?
О чем вам хотелось бы узнать на этих уроках?
Слайд 8Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Чистописание».
Писать красиво не легко:
«Да-ет
ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква, к слогу слог.
Ну хоть бы
кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «-ёт».
Уже написано «да-ёт»,
Уже написано «даёт»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь.
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт».
«Корова молоко даёт»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко!»
Вздохнем сначала глубоко,
Слайд 9
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется
за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылось «ко» и «мо» и «ло».
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка,—
А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»...
Да! Стать ученым не легко!
Слайд 10СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
А вот какая история однажды произошла
с Васей Смирновым, мы узнаем уроке из рассказа «Зеленая букашина».
Слайд 11Физкультминутка «Жук».
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Слайд 12Жужжащее» чтение рассказа учениками.
Работа над многосложными и трудными словами:
по-ла-га-ет-ся
при-го-то-вил
за-граж-де-ни-е
не-о-до-ли-ма-я
то-ро-пишь-ся
ко-ло-коль-чи-ка
пе-ре-пи-сы-вать
по-ше-ве-ли-ла
за-граж-де-ни-е
не-о-до-ли-ма-я
то-ро-пишь-ся
ко-ло-коль-чи-ка
пе-ре-пи-сы-вать
ис-пач-ка-ла
рас-стро-ен-ныи
Кон-стан-ти-но-вич
о-ста-но-ви-лась
ис-пор-ти-ла
по-до-кон-ник
за-ко-рюч-ки
раз-го-ва-ри-вать
на-стой-чи-во-стью
по-вни-ма-тель-ней
че-ло-ве-че-ски-е
Слайд 13Работа над содержанием текста рассказа.
Деление текста на части, озаглавливание их.
План
Урок выполнен на совесть.
Кошка все испортила.
Вася загородил букашине дорогу.
Новое препятствие.
Неодолимая
стена покорена.
Задание перепишу заново!
Слайд 141часть
— от начала и до слов «...все эти слова написаны».
Можно
ли сказать, что Вася Смирнов — прилежный ученик?
Прочитайте, как он
выполнил записи в тетрадке.
Какое заглавие подберете к первой части рассказа?
Слайд 152 часть
— от слов «Но утром кошка Матрешка...» и до
слов «...сел на скамейку
под старой липой».
Что произошло утром?
Назовите слова-действия, характеризующие
кошку.
Что ответил Вася кошке?
Как понимаете выражение «становится ему поперек дороги»?
С каким настроением вышел мальчик из дому?
Как озаглавите вторую часть?
Слайд 163 часть
— от слов «Невеселые мысли лезли ему...» и до
слов «...загородил букашине дорогу».
Расскажите, о чем думал Вася.
Подберите близкие по
значению слова к слову понурил.
Кого увидел мальчик в траве?
Чему он позавидовал?
Объясните выражение «Влезла бы ты в мою шкуру...».
Как поступил Смирнов с букашиной?
Озаглавьте третью часть рассказа
Слайд 174 часть
— от слов «Остановилась букашина» и до слов «—
Ага! — сказал Вася.— Не нравится? ».
Найдите слова, обозначающие постепенные
действия букашины (пошевелила — поцарапала — перелезла — поползла).
Почему Васе стало обидно?
Какое заграждение букашине соорудил мальчик?
Подберите заглавие к этой части.
Слайд 185 часть
— от слов «Недолго стояла букашина...» и до слов
«...разговаривать попусту».
Проследите, как насекомое преодолевало заграждение.
Почему Васе стало стыдно?
Озаглавьте данную
часть рассказа.
Слайд 196 часть
— от слов «Посмотрел Вася» и до конца.
Кого увидел
Вася под синим цветком колокольчика?
Что делали букашины при встрече?
О чем
подумал Вася?
Что решил сделать мальчик?
Как озаглавите последнюю часть?
Слайд 20Беседа.
Каким учеником был Вася Смирнов?
За что он рассердился на кошку
Матрешку?
Замените слово досаждать выражением из рассказа.
(Становится поперек дороги.)
Еще раз прочитайте,
как букашина старалась одолеть препятствия.
Слайд 21ИТОГ УРОКА
Как вы думаете, чему букашина научила Васю Смирнова?
Почему Вася
решил переписать домашнее задание?