Слайд 1Литературное чтение
Урок 77
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. Ю. Мориц. «Идет весна по городу!». Н. Сладков. «Медведь
и Солнце».
Цель: совершенствовать выразительность и технику чтения, развивать речь учащихся,
воображение, эстетическое восприятие; учить сопоставлять, сравнивать; воспитывать наблюдательность.
Слайд 3Фронтальный опрос.
Какую большую тему мы начали изучать?
Какие из прочитанных произведений
вам больше всего запомнились? Почему?
Когда наступает Новый год по солнечному
календарю?
Почему март называют месяцем птиц?
— Расскажите о признаках весны (на основе собственных наблюдений).
На чем прилетела к нам весна?
Слайд 4Примета
С давних пор люди заприметили: как покажется на небе первое
пушистое облако, так, значит, на нем весна-красна летит. Жди теперь
со дня на день тепла, талой воды, жди с юга веселых крылатых гостей...
Слайд 5Выразительное чтение учащимися рассказа Н. Сладкова «Голубая пора».
Почему март —
голубой месяц?
Что окрашивает в марте весь мир в голубой цвет?
Как
вы понимаете выражение в марте горят снега?
Почему мороз назван звонким?
Почему снега в марте полосатые?
Прочитайте, что интересного можно увидеть в марте на рассвете?
Слайд 6Чтение учащимися рассказа В. Бианки «Март»
Март — говорит наш
народ — парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится,
становится серым снег — уж не тот, что был зимой,— сдает! Знать по цвету, что дело идет к лету.
С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода — и капает, капает... Натекают лужи — и уличные воробышки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть... Весна прилетела к нам на солнечных крыльях...
Как в народе называют март?
Найдите и прочитайте, какой снег в марте.
Слайд 8Работа над пословицей.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Как
вы понимаете эту пословицу?
Слайд 9Выразительное чтение стихотворения
3. Александровой «Капель».
Выразительно прочитайте стихотворение, прислушиваясь к
ритму падающих капелек.
Слайд 10Викторина «Знаете ли вы?».
а) Где раньше начинает таять снег: в лесу
или на поле? Почему?
б) Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?
Объясните почему.
в) Зачем грачи ходят по полю за пахарем?
г) Какие растения расцветают весной первыми?
Слайд 11Чтение и заучивание наизусть заклички.
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь
денек.
Слайд 12Чтение учащимися стихотворения М. Яснова «Ветер» «цепочкой».
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Веет
ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести,вести,вести,
вести
От весны на каждой ели:
Тут — сосульки, там — капели...»
Осыпается сосна —
Просыпается весна.
Воет ветер, хвою вертит:
«Верьте, верьте, верьте, верьте...»
О чем ворожит ветер? Прочитайте.
Слайд 13Ребята, весна уже шагает по земле. Все ли рады ее
приходу, узнаем сегодня на уроке, прочитав стихотворение Ю. Мориц «Идет
весна по городу!» и сказку Н. Сладкова «Медведь и Солнце».
Слайд 14Беседа.
По каким признакам можно определить, что по городу идет весна?
Как
все вокруг встречают весну?
Найдите и прочитайте, как автор называет красавицу
весну.
Почему он ее так величает?
Слайд 15Работа в парах.
Какие предложения по цели высказывания встречаются в стихотворении?
Один
из вас читает вопросительные предложения, а другой побудительные.
Слайд 16Загадки
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук—
Станет
вдруг светло вокруг. (Солнце)
Неуклюжий, косолапый,
Но попробуй одолеть.
Говорят, сосет он лапу,
А
зовут его... (медведь).
Как вы догадались, что это солнце и медведь?
Слайд 17Физкультминутка «Вороны».
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко)
Целый день они
кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе
засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо)
Слайд 18Чтение учащимися сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце» про себя.
Чем
был недоволен Медведь?
Беседа по содержанию сказки по вопросам учебника (с.
24).
Чтение учащимися сказки по ролям.
Слайд 19ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц «Идет весна
по городу!». Мальчики читают хором вопросы, а девочки — ответы.
Выборочное
чтение сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце».
Прочитаем только диалог по ролям, обращая внимание на то, как говорит каждый из героев.
Слайд 20Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» учащимися «цепочкой».
Без забот и
без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И,
наверно, видел сны...
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет — вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает - не до сна
Вылезает он и видит: лужи,
Тает снег…
Пришла весна!
Слайд 21Беседа.
Что разбудило медведя?
Какие слова в стихотворении нужно читать спокойно, в
каких передать беспокойство, испуг медведя, а в каких выразить радость
от прихода весны?
Повторное выразительное чтение стихотворения учащимися.
Похожи ли медведи между собой в сказке и стихотворении?
Чем они отличаются?
Слайд 22ИТОГ УРОКА
Какую тему на уроке изучали?
О чем хотелось бы вам
рассказать?