Слайд 1Литературное чтение
Урок 22
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема:В.Бианки. «Страшно...».
А. Блок. «Зайчик».
Цель: расширить знания детей о
жизни животных осенью; учить пересказывать с опорой слова; вырабатывать технику
чтения; учить выразительному чтению, чтению по ролям, развивать и обогащать речь учащихся; воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Слайд 3ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Пересказ учащимися одного из рассказов «Улетают журавли» И.
Соколова-Микитова либо «Золотой дождь» Н. Сладкова.
Объясните, почему для пересказа выбрали
именно этот рассказ.
Слайд 4Лексическая работа.
В каком значении — прямом или переносном — употребляется
автором слово золотой в выражении «золотой дождь»?
Подберите выражения, где бы
слово золотой употреблялось в прямом и переносном смысле.
Как понимаете такие выражения: золотое сердце; золотые руки?
Почему Н. Сладков назвал свой рассказ «Золотой дождь»?
Слайд 5Чтение учениками сказки Дж. Родари «Чудесный дождь в Пьомбино» «цепочкой».
Один
раз в Пьомбино пошел конфетный дождь. С неба летели разноцветные
конфеты: и зеленые, и розовые, и фиолетовые, и голубые. Сначала люди думали, что это град. Но один мальчик из любопытства положил в рот зеленую градину, и оказалось, что это мятный леденец. Другой попробовал розовую и оказалось, что это земляничная карамелька.
Конфеты! Конфеты!
Все бросились на улицу и давай наполнять карманы! А дождь лил, как из ведра, невозможно было собрать все конфеты. Улицы покрылись ковром ароматных сладостей, которые скрипели под ногами. Школьники, возвращаясь после занятий, еще успели насобирать их целые мешки. А бабушки набрали конфет в свои сумки.
Вот какой счастливый день выдался жителям Пьомбино!
Они там до сих пор ждут, что вновь конфетный дождь начнется. Но такая туча больше не проплывала ни над Пьомбйно, ни над Турином, да и на Кремону вряд ли надвинется.
Слайд 7Разгадывание загадки.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают
ноги,
А от голода — кора.
Слайд 8Беседа.
Что вы знаете о зайце?
Как зайцы готовятся к зиме? А
другие животные?
Не задумывались ли вы над тем, почему зайца назвали
зайцем?
Слайд 9Сказка А. Лельевру «Как назвать зайчонка?».
Родился в лесу маленький зайчонок.
И задумалась мать-зайчиха: как звать сына? Хочет она ему имя
дать необыкновенное, чтобы жилось с этим и нем легко. Думала, думала и назвала его Тигром.
Пошел зайчонок на улицу. Видит, козлята бегают, прыгают. Весело им.
Возьмите,— говорит,— меня поиграть.
А ты кто такой? — спрашивают козлята.— Как зовут?
Я Тигр,— отвечает зайчонок.
Услыхали козлята, испугались и разбежались в разные стороны, по кустам попрятались. А зайчонок один остался, побегать, поиграть не с кем.
Пришел он домой, говорит:
Не хочу быть Тигром, никто со мной играть не хочет.
Задумалась зайчиха. Как назвать сына? «Дай,— думает,— назову его просто Зайцем».
Пошел он на улицу. Увидели звери и спрашивают зайчика:
Ты кто такой? Как тебя зовут?
Я Заяц.
Ой, какой ты пушистенький! — закричали звери.— Какой хорошенький. Давай с нами играть.
Целый день играл зайчонок. И все время удивлялся: «Какое хорошее Заяц!»
Слайд 10СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке узнаете, как живется зайцам
и другим животным осенью, что их подстерегает, а потом будем
разгадывать загадки.
Слайд 11Сообщение учителя
о В. Бианки.
Виталий Валентинович Бианки родился более ста
лет назад — в 1894 Он — певец родной природы,
«переводчик» языка деревьев, трав, зверей, «на человеческий язык». С природой его познакомил отец. Он брал с с сына на охоту и на прогулку. Называл ему каждую травинку, каждую п и зверюшку. Научил узнавать птиц по полету, зверя — по следу и — самое г ное — научил сына записывать свои наблюдения. Его книги («Лесная газ
«Рассказы об охоте», «Где раки зимуют», а всего рассказов у Бианки до трехсот) заставляют наблюдать, думать, сравнивать, исследовать. В. Бианки учит раскрывать тайны природы, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Слайд 12многосложные слова:
зай-чиш-ка соб-ствен-но-го
бе-ля-чиш-ка
вжав-шись
ли-сонь-ки-ны
бе-ре-зо-во-му
ше-бур-шат при-жав-шись
при-та-ил-ся ше-вель-нет-ся
Слайд 13Беседа.
Где спрятался зайчишка?
Как называет его автор?
Почему его называют зайчишка-белячишка?
Для чего
он поменял серую летнюю шубку на белую?
Кто враги зайца?
Почему зайчишка
не бегает по осеннему лесу?
Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.
Подберите слова, близкие по значению к слову зыркает. (Смотрит, глядит, пялится.)
Слайд 14Работа над рисунком
Как вы думаете, сумел ли художник передать
испуг зайца?
Какие строки из рассказа соответствуют этому рисунку?
Слайд 15Физкультминутка
Зайчишка-трусишка по полю бежал.
В огород забежал, капусту нашел,
Морковку нашел, сидит,
грызет.
Хозяин идет!
Слайд 16Беседа.
Что я вам показываю? Кто это?
Разве это заяц? Это зайка.
Видите, какой хороший, красивый, мягкий. И такого зайку бросила хозяйка
на скамейке под дождем. Хоровое чтение наизусть стихотворения А. Барто «Зайка».
«Жужжащее» чтение стихотворения А. Блока «Зайчик».
Прочитайте стихотворение про зайчика, только не про игрушечного, а про настоящего, живого.
Жаль ли вам зайчика? Почему?
Коллективное рисование картины.
Слайд 17ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Коллективное чтение рассказа «Страшно...».
Составление рассказа учениками с
опорой на слова и выражения из текста.
Ребята, а сейчас пофантазируйте:
представьте, что зайчик рассказы вам, как ему страшно. Передайте его рассказ, используя следующие слова и выражения.
Облетели; лежит, прижался, глазами зыркает, кругом, может, ястреб: лисоньки ли; зайка белеет, пятнами пошел; кругом ярко; вдруг охотник; гремит; с ума сойдешь; лежит, в мох, к пеньку; очень страшно.
Выразительное чтение учащимися стихотворения А. Блока.
Прочитайте стихотворение так, чтобы было понятно, что вы сочувствуете зайчику.
Сравнительный анализ рассказа В. Бианки и А. Блока.
Что общего в рассказе и стихотворении?
Чем они различаются?
Слайд 18ИТОГ УРОКА
Беседа.
Какие произведения читали на уроке?
Кто их авторы?
Что нового узнали
на уроке?
Что особенно вам запомнилось?