Слайд 1
Понятие о сентиментализме.
Николай Михайлович Карамзин.
9 класс
Слайд 2 Сентиментализм (от франц. Sentiment – чувство, англ. Sentimental – чувствительный)
появился в Европе во второй половине XVIII в.
Идеология сентиментализма близка
просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир: воспитав чувствительность, можно победить зло.
Таким образом, сентиментализм – это литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.
Основные признаки направления:
1. Изображение природы
как фона человеческих переживаний.
2. Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3. Ведущая тема – тема смерти.
4. Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придаётся второстепенное значение); изображение души человека, его внутреннего мира, чувств, которые всегда прекрасны.
5. Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествия, письма,
Слайд 4 Как самостоятельное литературное течение сентиментализм зародился в творчестве англичанина Лоренса
Стерна - «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».
Лоренс Стерн
Слайд 5 Во Франции сентиментализм представлен творчеством французского просветителя Ж. - Ж.
Руссо; в своих романах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или
О воспитании» Руссо показал, какими должны стать человек и общество.
Ж. - Ж. Руссо
Слайд 6 В Германии сентиментализм связывают с романом Иоганна – Вольфганта Гёте
«Страдания молодого Вертера».
Иоганн – Вольфгант Гёте
Слайд 7
В России сентиментализм представлен и развит творчеством Н. М. Карамзина.
Также он нашел своё отражение в лирике «средних» жанров –
элегии, послания, идиллии.
В 1763 году русский поэт Михаил Матвеевич Херасков вопрошал:
Но кто счастливее и ближе кто к природе.
Надменный господин или простой пастух?
Живущий ли свой век в приятнейшей свободе
Иль беспокоящий желаньями свой дух?
Михаил Матвеевич
Херасков
Слайд 8 Поэт Михаил Никитич Муравьёв в стихотворном наставлении «Опыт о стихотворстве»
советовал начинающим поэтам научиться угадывать «сердечны тайны», постигать «жизнь души»
Михаил Никитич Муравьёв
Слайд 9 Рассвет русского сентиментализма падает на 1790 годы и связан с
творчеством Н. М.Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин
Слайд 10 Николай Михайлович
Карамзин
(1766 – 1826)
Личность, творчество, судьба.
При нём и
вследствие его
влияния тяжелый педантизм и
школярство сменилось сентиментальностью и светскою легкостью…
В. Г. Белинский
В. Г. Белинский
Слайд 11 Н. М. Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе
Михайловка в Симбирской губернии, в семье небогатого отставного офицера. Он
рано лишился матери, и наиболее ярким впечатления детства были оставшиеся от матери книги. В них он находил нравственные уроки:
«Итоги и добродетель одно!
Зло безобразно и гнусно!
Добродетельный всегда побеждает,
а злодей гибнет…»
Екатерина Андреевна Карамзина
Слайд 12 С 1766 – 1777 посещает Симбирский пансион Фофеля, где стал
лучшим учеником.
Когда ему исполнилось 14 лет, его повезли в Москву
и отдали в пансион профессора Шадена,
для которого Карамзин стал любимейшим учеником.
Юный Карамзин
Слайд 13 В 18 лет, как и полагается дворянскому юноше, становится подпрапорщиком
Преображенского полка в Петербурге, где познакомился и подружился с поэтом
И. И. Дмитриевым. Но вскоре вышел в отставку и уехал в Симбирск.
В Симбирске встретился с известным масоном и литератором И. П. Тургеневым, вместе с которым перебрался в Москву. В течение четырёх лет продолжалась его жизнь среди масонов.
И. И. Дмитриев
Слайд 14 Карамзин хотел расти как писатель и 18 мая 1789 года
уехал за границу.
Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции и
Англии. Он встречался со многими видными философами и писателями: в Германии - с И. Кантом, И.-В. Гётте; В Швейцарии посетил места, связанные с жизнью Жан-Жака Руссо; В Париже Карамзин-путешественник стал свидетелем событий Французской революции, слушал речи М. Робеспьера и других вождей революции.
Глубокий интерес к жизни Европы, её истории, культуре нашёл отражение в книге «Письма русского путешественника», сделавшей Карамзина по-настоящему известным русскому читателю.
Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию. С 1791 года он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет.
И. Кант
И.-В. Гёте
Жан-Жак Руссо
М. Робеспьер
Творчество
Карамзина - поэта.
Хотя Карамзин вошёл в литературу как прозаик, поэзия сопровождала его на протяжении всей творческой жизни.
Наиболее часто Карамзин - поэт обращался к жанрам интимной лирики: песне, дружескому и любовному посланиям (« Весёлый час», «Послание к женщинам», «К неверной» и др.)
Слайд 16 Даже его философская лирика, проникнутая духом гражданства , выражает внутренний
мир «чувствительного человека»:
Что может быть тебя светлее,
О Милость, дщерь
благих небес?
Что краше в мире, что милее?
Кто может без сердечных слёз,
Без радости, без восхищенья,
Без сладкого в крови волненья
Взирать на прелести твои?
Слайд 17 После возвращения из поездки по Европе Карамзин начинает активную журналистскую
деятельность: издает «Московский журнал», журнал «Вестник Европы», альманахи «Аглая», «Аониды»,
на страницах которых опубликованы его многочисленные произведения: стихотворения, литературно-критические статьи, театральные рецензии и повести.
Всего 1791 по 1803 год им было написано более десятка повестей, среди которых: «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени», «Бедная Лиза».
Слайд 18 Повесть Н. М. Карамзина
«Бедная Лиза».
Жизнь
простых людей.
«Бедная Лиза» - …образцовое произведение, посвященное
не внешним событиям, а «чувствительной» душе.
Е. Осетров.
Слайд 19 Наиболее известной из произведений Карамзина стала повесть «Бедная Лиза», опубликованная
в 1792 году в «Московском журнале».
Проблематика повести
связана с философским учением Жан-Жака Руссо. Согласно ему,«естественный человек» , не затронутый влиянием «цивилизации», воплощает идею чистоты и благородства.
Цивилизация не исправляет нравы, а уродует первоначально добрую природу человека.
Слайд 20 Восхищение простыми, «естественными» людьми определило выбор персонажей.
Лиза, её покойный отец,
её мать – добродетельные крестьяне. Они любят труд, они честны,
никогда не возьмут лишней копейки; они привязаны к семье; наконец, они способны глубоко и верно любить. «И крестьянки любить умеют!» - восклицает рассказчик.
Лиза
Слайд 21 Этот мир простых людей столкнулся с миром города: Лиза встретила
и полюбила молодого дворянина Эраста.
Это довольно богатый дворянин, с изрядным
разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным.
Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, скучал и жаловался на свою судьбу.
Эраст
Слайд 22 Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце
его давно искало.
Эта любовь стала началом гибели для героини:
она тайно встречается с Эрастом, впервые скрывая правду от матери, теряет невинность, а, узнав, что Эраст оставил её ради женитьбы на богатой вдове, бросается в пруд.
Слайд 23 Умирает она, умирает её горем убитая мать. Хижина опустела. В
ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей
шум, говорят:
«Там стонет мертвец, там стонет Бедная Лиза!»
Лиза
Слайд 24 Позиция Карамзина сложнее, нежели противопоставление «простоты» и светской «испорченности», природы
и «цивилизации».
Ведь именно в мире природы, сельской простоты, нежных естественных
чувств жестокие страсти захватили Эраста. Он мечтал быть её братом и очиститься рядом с Лизой душой.
Слайд 25 «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли
можешь отвечать за все свои движения? Всегда ли рассудок есть
царь чувств твоих?» – восклицает рассказчик и понимает, что не всегда, что нет человеку спасения от своих заблуждений, от самого себя.
И деревенское уединение,
и городская суета - лишь внешние обстоятельства, в которые ставит человека судьба; причина счастья или несчастья – в самом его сердце.
Слайд 26 Конец 18 - начало 19 века стали трудным временем для
Карамзина. Карамзин столкнулся с цензурными затруднениями. На него были поданы
на высочайшее имя ряд доносов.
Сложны были обстоятельства личной жизни писателя: в 1801 году он женится на Елизавете Ивановне Протасовой, но уже в 1802 году, после рождения дочери Софьи, она умирает.
В 1803 году он вступает во второй брак – с Екатериной Андреевной Колывановой.
Софья Николаевна
Карамзина
Екатерина Андреевна Колыванова
Слайд 27 У Карамзина возникает огромный интерес к истории нашей страны.
В 1803 году он назначается придворным историографом, и начинается многолетний
труд по изучению русских летописей, архивов и написанию «Истории государства Российского».
«Первым нашим историком и последним летописцем»
назвал Карамзина А.С.Пушкин.
А.С. Пушкин
Слайд 28 «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле
им неизвестную. Она была для них новым открытием.
«Древняя Россия,
казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чём другом не говорили», -
писал А. С. Пушкин.
Слайд 29Значение творчества Н.М.Карамзина.
«История государства Российского» повлияла на историографию страны.
Значение творчества писателя определяется созданием «нового слога» литературного языка, новым
типом психологизма.
Открытием Карамзина стал новый тип повествования.
Слайд 30 Своего рода итог литературной деятельности Карамзина подвёл анонимный рецензент в
журнале 1803 года:
«Красавицы 23 века не станут, может быть, искать
могилы Бедной Лизы; но и в 23 веке друг Словесности, любопытный знать, кто за 400 лет прежде очистил, украсил наш язык и оставил после себя имя, любезное отечественным благородным музам, друг Словесности, читая произведения Карамзина, всегда скажет:
«Он имел душу, он имел сердце!»