Слайд 1МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа
Кинешемского муниципального района
ивановской области
Комплексный анализ
стихотворения
а.блока
«Скифы»
(11 класс)
Автор презентации
Кудрин В.Д.- учитель МОУ Луговская средняя
школа
Слайд 2Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
утвержден приказом Минобразования России «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
(Выдержка из ФКГСОО )
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
Слайд 3Этапы урока
Мотивационно -ориентировочный
1.Организационный
момент
2.Совместное целеполагание.
Исполнительский
1.Первоначальное восприятие произведения.
2. Отчет о самостоятельной работе (сообщения) .
3.Анализ стихотворения ( исследовательская работа по тексту ).
Рефлексия
1.Подведение итогов урока. Как реализовалось совместное целеполагание? Что узнали?
2. Взаимооценка . Самооценка.
Коммуникативные :
- формулирование собственного мнения и позиции;
- понимание позиции одноклассника, в том числе и отличной от своей;
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- адекватное использование речевых средств для планирования и регуляции своей деятельности;
Универсальные учебные действия
Познавательные:
- умение слушать и отвечать на вопросы учителя и одноклассников;
умение анализировать с выделением существенных и несущественных признаков;
_ осуществление синтеза ( составление целого из части );
Личностные :
- формирование нравственных качеств личности, готовность к саморазвитию, самообразованию;
-формирование знаний и умений объективно оценивать события прошлого.
Регулятивные:
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самооценки, самоконтроля в процессе коммуникативной деятельности при работе в группах;
- умение формулировать познавательные цели;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- проявление учебной инициативы в учебном сотрудничестве.
Слайд 5Планируемые результаы
ПРЕДМЕТНЫЕ
1.Умение анализировать текст художественного произведения, используя алгоритм : история
создания , тема , проблемы , система образов , характеристика
героев , система художественно-изобразительных средств , композиция , актуальность.
2. Умение строить моновысказывание , вести диалог.
3.Умение читать самостоятельно текст.
4. Понимание позиции автора.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
1.Умение продуктивно взаимодействовать .
2.Владение навыками учебно-исследовательской деятельности.
3.Готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ
1.Умение ставить перед собой цель ( мотивация ).
2.Формирование гражданской позиции , патриотизма .
3.Формирование навыков саморазвития и самовоспитания.
6. Умение высказывать свою точку зрения.
Слайд 6 Слово учителя
Стихотворение было написано в конце января 1918 года
. Из газет Блок узнал о заключении Брестского мира и
об окончании Первой мировой войны . По результатам переговоров Россия теряла многие свои территории , договор был унизительным для России.Блок негодовал по поводу позиции союзников – Англии и Франции , которые не сказали своего веского слова и позволили так унизить Россию.
.11 января 1918 года «„Результат“ брестских переговоров (то есть никакого результата,). Никакого — хорошо-с! Но позор надо смыть…Рвань немецкая , подлые буржуи Англия и Франция ! Мы свою историческую миссию выполним. И мы широко откроем ворота на Восток. Мы на вас смотрели глазами арийцев, пока у вас было лицо. А на морду вашу мы взглянем нашим косящим, лукавым, быстрым взглядом; мы скинемся азиатами, и на вас прольется Восток. Опозоривший себя, так изолгавшийся, — уже не ариец. Мы — варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный ответ — будет единственно достойным человека (…) Европа (ее тема) — искусство и смерть. Россия — жизнь».
( Из дневника А.Блока )
По мнению Блока , «Запад погряз в грехах и войнах , в изменах». Возродиться он сможет только через Восток , через Россию , на которую возлагается миссия нравственного спасения мира. Через Россию Европа обретёт гармонию общечеловеческого начала : добра , мира , любви…Блок призывает «Старый мир» опомниться , по-иному строить отношения с Россией : не смотреть на нас как на дикарей и варваров , а уважать нашу культуру и историю. Ведь мы сильны и можем или принять Европу , или дать ей сокрушительный отпор !
Слайд 7Инрерактивный
метод работы на уроке
Интерактивный (inter-взаимный, to akt– действовать
(англ.)), т.е.
действовать вместе, сообща, на равных, взаимно необходимо.
Целевая установка
Совместное
целеполагание.
Дома было прочитано произведение .
- В чём его актуальность для своего времени ?
- Как проявляется умение автора раскрыть тему и донести до читателя основную мысль ?
- Актуально ли стихотворение сегодня ?
Слайд 8Главная проблема урока , которую необходимо решить совместно
В
чём сила
художественного произведения ?
За счёт чего она достигается?
Слайд 9Анализ стихотворения. Исследовательская работа с текстом.
Педагогика сотрудничества
1.Совместное целеполагание.
2.Совместное определение основной
проблемы текста ( мозговой штурм ).
3.Историческая справка : кто такие
скифы (сообщение учащихся ).
4.Творческая лаборатория ( работа в группах со справочным материалом ) : исторические , географические и мифологические термины ( выступления модераторов ).
5.Эвристическая работа в парах ( Это мы можем ! Это мы сумели сами !) :
- роль художественно-изобразительных средств в создании образов;
- лексическая работа (подбор нейтральных синонимов к эмоционально окрашенным лексическим единицам );
- размер стиха (ямб) и его роль в произведении;
- композиция и её роль в произведении.
6.Рефлексия ( как реализовано совместное целеполагание ).
Слайд 10Да, скифы - мы ! Да , азиаты - мы
!
С раскосыми и жадными очами!
Кто такие
скифы ?
Скифы - это кочевные племена , жившие на территории современной Украины ,Молдовы , юга России , Казахстана и Южной Сибири . Византийские источники называют скифами восточных славян , хазар и печенегов.
Слайд 11Португальская столица и итальянский город , которые были разрушены мощными
землетрясениями
И дикой сказкой был для вас провал
И лиссабона , и
мессии
Почему это «дикая сказка» для европы ?
Слайд 12Вспомните «слово о полку игореве» : какую эмоционально-смысловую нагрузку несёт
образ птицы ?
Вот срок настал , Крылами бьёт беда ,
И
каждый день обиды множит…
Что часто символизирует образ птицы в русском фольклоре?
Слайд 13Пестум (ранее Посейдония) – древнегреческий город ,прославившийся обилием роз ,позднее
разрушенный . Сохранились храмы геры , афины и Аполлона .
И день придёт - не будет и следа
от ваших пестумов , быть может!
Что символизируют здесь развалины Пестума ?
Слайд 14Автор призывает старый европейский мир стать мудрым , как эдип
.
Остановись , Премудрый , как Эдип
Пред сфинксом с древнею загадкой
Эдип-царь
фив .
сфинкс – мифическое существо .
В древнегреческой мифологии говорится о том , Как эдип смог разгадать загадки сфинкса.
Слайд 15Приём контраста , расширения (принцип «от и до»).
С какой целью
применяет автор этот приём ?
Нам внятно всё – и острый
галльский смысл ,
И сумрачный германский гений
галлы – европейские племена воинов и охотников , живших на территории современной Франции и бельгии . Воевали с римом .
Слайд 16Мы помним всё – парижских улиц ад .
И венецьянские прохлады
,
Лимонных рощ далёкий аромат
И кёльна дымные громады…
Как антитеза «работает»
на создание образа ?
Слайд 17Какова роль эпитетов в характеристике скифов ?
Привыкли мы , хватая
под уздцы
Играющих коней ретивых ,
Ломать коням тяжёлые крестцы
и усмирять рабынь строптивых…
Слайд 18На полотнах европейских художников («похищение европы») мифологическая богиня изображена девушкой
с прекрасными чертами
Мы широко по дебрям и лесам
Перед европою
пригожей
Расступимся ! Мы обернёмся к ней
Своею азиатской рожей !
Какие два эпитета положены в основу антитезы ?
Слайд 19Татаро-монгольское иго на руси продолжалось около 300 лет
…мы Очищаем место
бою
Стальных машин , где дышит интеграл ,
С монгольской
дикою ордою !
Найдите антитезу , олицетворение и эпитет
Слайд 20Гунны – кочевники , жившие во 2-4 веках на территории
урала и поволжья
Не сдвинемся , когда свирепый гунн
В карманах
трупов будет шарить
Жечь города , и в церковь гнать табун ,
И мясо белых братьев жарить !
Замените метафоричные выражения нейтральными синонимами
Слайд 21
Художественно-изобразительные средства
Эпитеты :
мукой сладкой , чёрной кровью
, холодных чисел , божественных видений , острый смысл ,сумрачный
гений ,Европою пригожей , дикою ордою , смертный бой , свирепый гунн , братский пир , светлый пир , варварская лира.
Олицетворения :
Россия …глядит в тебя , любит наша кровь , бой стальных машин , сзывает варварская лира …
Антитеза :
мильоны вас – нас тьмы , и тьмы , и тьмы ; для вас века – для нас единый час ; парижских улиц ад и венецьянские прохлады…
Метафоры :
бой кипит , наставить пушек жерла , старый мир , Россия-Сфинкс , хрустнет ваш скелет , варварская лира …
Сравнения :
мы , как послушные холопы ; премудрый , как Эдип ; так любить , как любит наша кровь …
Гиперболы :
нас тьмы , и тьмы , и тьмы…;
заглушал грома лавины ;
Слайд 22Лексическая работа
Историзмы , архаизмы , эмоциональная лексика
Толкование ,
нейтральные синонимы
Тьма
Холопы
Горн
ковал
Перлы
Жерла
Крестцы
Уздцы
Вероломство
Дебри
Интеграл
Лира
- множество
- зависимые , послушные люди
- создавал
-жемчуг (здесь -
богатства)
- стволы
- здесь – спины
- часть конской упряжи , удила
- коварство
- непроходимые заросли
- здесь – наука
- здесь - поэзия
Слайд 23Стихотворный размер
Стихотворение «Скифы» неписано ямбом
( двусложная стопа с ударением
на второй слог).
Придите к нам от ужасов войны ,
Придите в
мирные объятья…
Но сами мы отныне вам не щит ,
Отныне в бой не вступим сами…
Ямб – это стихотворный размер , по своей ритмике близкий к русской разговорной речи . В «Скифах» Блок как бы беседует с оппонентом : речь автора спокойна , рассудительна , местами эмоциональна . Этому способствует ямб .
Сравните с разговорной русской прозой : «Мы предлагаем вам дружить …» или «Подумайте над нашими словами» . Это же тоже ямб !
Слайд 24Композиция
Стихотворение состоит из 19 четырёхстиший. Деление
на части отсутствует. Но смысловое деление угадывается : текст условно
можно разделить на 7 частей.
1. «Мильоны - вас . Нас –тьмы , и тьмы , и тьмы…»
2. «Крылами бьёт беда…»
3. «О, старый мир !Пока ты не погиб ,…остановись !..»
4. «Россия- Сфинкс.»
5. «Пока не поздно – старый меч а ножны .»
6. « Мы – отныне вам не щит …»
7. «На братский пир …сзывает лира».
Композиция помогает раскрытию главной мысли :
нарастание тревоги , предупреждение об опасности , призыв к миру .
Слайд 25Актуальность произведения
Сегодня ,
когда Запад и Восток находятся в состоянии вражды , когда
под воздействием Запада свергаются законные правительства в восточных странах , возникают войны и миллионы беженцев разрушают устои «пригожей Европы» своим варварским поведением , Россия готова стать посредником в нормализации отношений. Мы протягиваем руку дружбы Европе , предлагая ей одуматься , проявить мудрость. Выбор за Европой !
рефлексия
Как решена главная проблема
урока : в чём сила художественного произведения и за счёт чего она достигается ?
Художественное произведение затрагивает человеческие чувства , эмоции , воспитывает наши лучшие качества , ставит перед нами вопросы и помогает найти на них ответы.
А достигается это комплексом авторских приёмов , мастерством поэта или писателя.