Слайд 1Новокрестьянская поэзия
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ
Слайд 2«Крестьянская поэзия» пришла в русскую литературу на сломе веков. То
было время предчувствия социального распада и полной анархии смыслов в
искусстве, поэтому в творчестве «крестьянских поэтов» можно наблюдать некий дуализм. Это мучительное желание перейти в другую жизнь, стать тем, кем не был рожден, вечно чувствуя себя поэтому уязвленным. Так страдали все они, поэтому бежали из любимых деревень в города, которые ненавидели. Но знание крестьянского быта, устного поэтического творчества народа, глубоко национальное ощущение близости к родной природе составили сильную сторону лирики «крестьянских поэтов».
Слайд 3Новокрестьянская поэзия.
Николай Алексеевич Клюев ( 1884-1937)
Сергей Антонович Клычков ( 1889-1937)
Петр
Васильевич Орешин ( 1887- 1938)
Сергей Александрович Есенин ( 1895-1925)
Александр Ширяевец
(1887-1924)
Слайд 4Осень 1915 года. Группа «Краса».
Художник
Н.Рерих.
Сюжеты и образы древнерусской истории и
фольклора.
Поэты : С.Городецкий, С.Есенин, Н.Клюев, С.Клычков, А.Ширяевец, П.Радимов, писатель А.Ремизов.
Слайд 5Николай Константинович Рерих (1874-1947)
Слайд 6Николай Рерих
Н.Рерих- всемирно известный художник, создавший более семи тысяч полотен,
философ-гуманист, ученый-археолог и этнограф, историк культуры, путешественник, общественный деятель, педагог.
Рерих считал, что историческая точность деталей в живописи должна быть обязательно оживлена художественно-поэтическим видением, интуицией. Только так можно передать зрителю целостное представление об эпохе и определённое историческое настроение.
Слайд 7«Творчество- это чистая молитва духа. Искусство- сердце народа. Знание- мозг
народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг
друга человечество». Н.Рерих.
Заморские гости. 1901
Слайд 8Любовь к родине и ёе истории вдохновила мастера при работе
над образами , навеянными «Словом о полку Игореве».
Слайд 9Близкие по духу и по идеям.
Художники – современники
новокрестьянских поэтов, творчество которых близко по темам и мотивам ,
по идейному содержанию поэтам:
1. Васнецов Виктор Михайлович
2. Рябушкин Андрей Петрович
3. Иван Яковлевич Билибин
Слайд 10Васнецов Виктор Михайлович
( 1848-1926).
В.М.Васнецов- основоположник особого «русского стиля», преобразованного из
исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.
Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.
Слайд 11Картины-былины, рассказывающие об истории Руси.
«Баян» ( 1910).
Художник
показал тризну, на которой, кроме богатырей, присутствует седовласый сказитель-гусляр и
юный княжич, представленные как символ былинных повествований
Слайд 12Картины-сказки, отображающие сказочно-реалистический, с детства знакомый всем мир русской сказки.
«Иван-царевич на сером волке»
Слайд 13«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Горынычем. 1918
После революции мастер стал
гораздо интенсивней использовать багряно-красный цвет, окрашивая им и полыхающее сказочное
небо, и изрыгаемое чудовищем пламя. Лицо витязя скрыто, потому что в бою с неведомой силой уверенным он уже быть не может.
Слайд 14Рябушкин Андрей Петрович
( 1861-1904)
Рябушкин А.П.- русский живописец, мастер
жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт 17
века. Он автор иллюстраций, журнальных рисунков, икон, церковных росписей, декоративных панно, живописных работ.
Слайд 15Рябушкин А.П. Изображение крестьянского быта.
« Хоровод». 1902 г
Рябушкин воспринимает русского человека прежде всего в национальном и историческом
аспекте. Ярче всего это сказалось в «Хороводе»
Слайд 16Билибин Иван Яковлевич
(1876-1942)
Билибин- носитель самобытного стиля в графике,
живописи, оформительском искусстве, прекрасный иллюстратор русских народных сказок, былин, произведений
А.С.Пушкина.
Слайд 17Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович».
«Вольга и Микула Селянинович».
Слайд 18Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
« Гвидон и царица». 1905
Вот открыл царевич
очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой:
Стены с
частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит…
Слайд 19Основные черты.
Любовь к малой Родине.
Следование вековым народным обычаям и нравственным
традициям.
Использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований.
Обращение к фольклорным сюжетам
и образам; введение в поэтический обиход поэтами народных песен и частушек.
Отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
Слайд 20Судьбы поэтов.
« Чтобы предать прошлое забвению, носителей родовой памяти уничтожили.
Погибли все новокрестьянские поэты – хранители национальных святынь». А.Михайлов.
Только А.Ширяевец,
рано ушедший из жизни (1924), и С.Есенин ( 1925 ) не дожили до времен массовых репрессий, поглотивших их единомышленников.
Слайд 21Николай Алексеевич Клюев (1884-1937)
Мать, Просковья Дмитриевна,
- сказительница : знала множество народных песен, духовных стихов, обладала
незаурядным даром импровизатора. Матери посвятил стихотворный цикл «Избяные песни» и поэму «Заозерье». Язык произведений наполнен местечковыми словами, архаизмами; образы черпает из церковно-приходского обихода.
Слайд 22 Николай Алексеевич Клюев родился в небольшом селении Коштуги,
расположенном Вытегорском уезде, Олонецкой губернии. Жители селения Коштуги отличались набожностью,
так как ранее здесь обитали раскольники. В этом крае, расположенном на берегу реки Андомы, среди дремучих лесов и непроходимых болот прошло его детство.
Слайд 23Николай Алексеевич Клюев. Литературное признание.
Первый сборник Клюева «Сосен перезвон» (
1911 г) выходит с предисловием Брюсова. Книга была с интересом
и одобрением встречена в литературных кругах. На её выход откликнулись Сергей Городецкий и Николай Гумилев.
« На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя : « Мы предутренние тучи, зори росные весны…»
( Н.Гумилёв цитирует строку Клюева из стихотворения «Голос народа»).
Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку»,-
Гремел мой прадед Аввакум.
Слайд 24Николай Клюев и Сергей Есенин.
1. 1915 г. Дружба близких по
мироощущению и восприятию окружающего поэтов. Письмо С.Есенина Н. Клюеву:
« Дорогой
Николай Алексеевич! Читал я Ваши стихи, много говорил о Вас с Городецким и не могу не писать Вам. Тем более, когда у нас есть с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же , как и Вы, но только на своем рязанском языке… Я хотел бы с вами побеседовать о многом, но ведь « Через быстру реченьку, через тёмненький лесок не доходит голосок».
Образ избы у С.Есенина и Н.Клюева. С.Есенин « В хате». Н.Клюев « Рождество избы», « Изба- святилище земли».
У Клюева изба не только символ надёжности и созидательности крестьянского жизненного устройства, но и центр его поэтического мира.
Слайд 25Отношение к революции
Октябрьскую революцию Клюев горячо приветствовал, восприняв ее как
исполнение вековых чаяний крестьянства. В эти годы он напряженно и
вдохновенно работает. В 1919 выходит сборник "Медный Кит", куда вошли такие революционные стихи, как "Красная песня" (1917), "Из подвалов, из темных углов..." глубоким в народе".
Слайд 26 Древнерусская книжность, пышная богослужебная обрядность, народный фольклор удивительным образом мешались
в его стихах с сиюминутными событиями.
В первые послереволюционные годы
он много пишет, часто издается. В 1919 году вышел в свет большой двухтомный «Песнослов», за ним - сборник стихов «Медный кит». В 1920 году - «Песнь Солнценосца», «Избяные песни». В 1922 году - «Львиный хлеб». В 1923 году - поэмы «Четвертый Рим» и «Мать-суббота». «Маяковскому грезится гудок над Зимним, - писал Клюев, - а мне - журавлиный перелет и кот на лежанке. Песнетворцу ль радеть о кранах подъемных..»
Слайд 27 Писал много, но и многое изменилось в стране теперь стихи
Клюева откровенно раздражали. Преувеличенное тяготение к жизни патриархальной вызывало отпор,
непонимание, поэта обвиняли в пропаганде кулацкой жизни. Это при том, что как раз в те годы Клюев создал, может быть, лучшие свои вещи - «Плач о Есенине» и поэмы «Погорельщина» и «Деревня».
«Я люблю цыганские кочевья, свет костра и ржанье жеребят.
Под луной как призраки деревья и ночной железный листопад...
Я люблю кладбищенской сторожки нежилой, пугающий уют,
дальний звон и с крестиками ложки, в чьей резьбе заклятия живут...
Зорькой тишь, гармонику в потемки, дым овина, в росах коноплю. Подивятся дальние потомки моему безбрежному «люблю»...
Что до них Улыбчивые очи ловят сказки теми и лучей.
Я люблю остожья, грай сорочий, близь и дали, рощу и ручей...»
Для жизни в суровой стране, с ног на голову перевернутой революцией, этой любви было уже мало.
Слайд 28 С 1931 Клюев живет в Москве, но путь в литературу
для него закрыт: все, что он пишет, отклоняется редакциями.
В
1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края. "Я сослан за поэму "Погорельщина", ничего другого за мной нет", - писал он из ссылки.
К середине 1934 Клюева переводят в Томск. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: "Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых. Шибко жалят они мое сердце".
Слайд 29 В 1936 году, уже в Томске, Клюева вновь арестовали по
спровоцированному органами НКВД делу контрреволюционного, церковного (как сказано в документах)
«Союза спасения России».
В октябре заседание тройки Управления НКВД Новосибирской области постановило «Клюева Николая Алексеевича расстрелять.
23-25 октября 1937 года (так указано в выписке из дела) постановление тройки было приведено в исполнение.
Слайд 30Последний Лель деревни. С.Клычков.
Родился в Тверской губернии.
Черты поэзии:
Простота поэтической формы
Незамысловатость
сюжета
Прозрачность содержания
Сюжеты населены персонажами языческих верований: лешими и русалками
, неведомыми птицами
Высшим идеалом красоты является природа
Сборник «Кольцо Лады» 1913 г. Два главных героя : Дед ( собирательный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков), Лада ( образ, вышедший из языческих славянских мифов : девушка – невеста, девушка – мечта).
Слайд 31Пётр Васильевич Орешин.
Особая поэтизация: эстетизирует хлебородную мощь земли:
О, край родной,
Как
ты чудесен:
Ржаная степь, ржаной народ,
Ржаное солнце, и от песен
Землей
и рожью отдаёт.
Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью.
« Ржаное солнце»- это и сила, и тепло , и свет.
Слайд 32Александр Васильевич Ширяевец ( Абрамов )
( 1887 – 1924 )
Родился
в волжском селе Ширяево Симбирской губернии ( ныне Самарская область)
в семье бывшего дворового крепостного. В его стихах мотивы удалого приволжского песенного фольклора, разбойничьих преданий. Тема Волги и Жигулей – тема малой Родины. Есенин назвал Ширяевца « Баюном Жигулей и Волги».
« Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно « лозунгами»… Может быть, чушь несу я страшную, но это всё потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку , а без сказки какое житьё на свете?»
Сборники стихов : « Богатырь» 1916г.; «Запевка» 1916 г.; «О музыке и любви» 1917г.; « Алые маки» 1917г.; «Раздолье» 1924г.- лучшая книга стихов.
15 мая 1924 г. неожиданно умер в возрасте 37 лет. Похоронен в Москве.
Слайд 33«Такое чувство, будто поэты рождались испить Христову чашу». Владимир Личутин.
Они,
национальное достояние русского народа, принадлежат Серебряному веку:
Николай Алексеевич Клюев (
1884-1937)
Сергей Антонович Клычков ( 1889-1937)
Петр Васильевич Орешин ( 1887- 1938)
Сергей Александрович Есенин ( 1895-1925)
Александр Ширяевец (1887-1924)