Разделы презентаций


Анализ рассказа В.М.Шукшина Критики

Содержание

Цель:проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики»,помочь понять основную идею произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, путём анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброту, искренность, любовь к ближнему

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анализ
рассказа В.М.Шукшина
«Критики»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Автор

презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики

Мордовия
Анализрассказа В.М.Шукшина «Критики»ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕАвтор презентации: Печказова Светлана Петровна,учитель литературы МБОУ «Лицей

Слайд 2Цель:
проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики»,
помочь понять основную идею произведения,
выявить авторское

и личное отношение к героям,
путём анализа произведения
воспитывать нравственные

понятия:
доброту, искренность, любовь к ближнему
Цель:проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики»,помочь понять основную идею произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, путём анализа

Слайд 3Автор рассказа
Несмотря на многие жизненные трудности, можно утверждать, что творческая

судьба Василия Шукшина сложилась в общем и целом удачно: ему

удалось реализовать замыслы, увидеть свои произведения напечатанными, насладиться актёрской славой и получить заслуженное признание собственных режиссёрских работ.
Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро: практически с первых рассказов можно было говорить об особой «шукшинской» манере и о характерном для его творчества герое.
Шукшин познакомил читателя со своими «чудиками», «странными людьми» – героями с особым восприятием мира.
Автор рассказаНесмотря на многие жизненные трудности, можно утверждать, что творческая судьба Василия Шукшина сложилась в общем и

Слайд 4Герои Шукшина
Герои Шукшина в нестандартном поведении пытаются выразить собственную индивидуальность,

задумываются о вечных вопросах. В чём смысл жизни? Как надо

жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?
О таких людях и писал Василий Шукшин в рассказе«Критики». Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казенного милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно.
Герои ШукшинаГерои Шукшина в нестандартном поведении пытаются выразить собственную индивидуальность, задумываются о вечных вопросах. В чём смысл

Слайд 5Сюжет рассказа
Пожилой человек пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения

пришёл домой в нетрезвом виде, затем учинил скандал и разбил

брошенным сапогом экран кинескопа телевизора. Затем деда отвели в вытрезвитель.
Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики».

Сюжет незатейлив на первый взгляд. Но существует и предыстория скандальных событий. Ведь рассказ начинается с описания двух людей, деда, которому 73 года, и внука, ему тринадцать. Два персонажа, в честь которых, собственно, и называл произведение Шукшин, – критики.

Как вы думаете, почему так называется рассказ?

Критики (критик), -а,м.
1.Человек, занимающийся критикой; тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к.
2.Специалист, занимающийся критикой. Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

Сюжет рассказаПожилой человек пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения пришёл домой в нетрезвом виде, затем учинил

Слайд 6Сюжет рассказа
Самые первые фразы рассказа настраивают читателя на противопоставление: «Деду

было семьдесят три, Петьке, внуку – тринадцать. Дед был сухой

и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям…».
Однако автор сразу же замечает: «Они дружили»…
Эта дружба, удивительное родство душ, соединившее старика и мальчика и становится эмоциональным фоном рассказа.

В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали?

Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя?

Сюжет рассказаСамые первые фразы рассказа настраивают читателя на противопоставление: «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку – тринадцать.

Слайд 7Герои рассказа
Герои Шукшина, дед и Петька – критики необычные. Глуховатый

пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником, и школьник –

казалось бы, что они могут понимать в искусстве? Наблюдая за ними, читатель уже готов воспринимать название рассказа как иронию, но не тут-то было: то главное, что улавливают шукшинские «критики», соотношение правды и лжи, подлинности и фальши, по-настоящему способны оценить именно такие люди.
Герои рассказаГерои Шукшина, дед и Петька – критики необычные. Глуховатый пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником,

Слайд 8Краткое содержание первой части рассказа характеризует героев рассказа и содержит

информацию о любимом виде досуга деда и внука: они ходят

в кинотеатр.
Фильмы иногда им нравятся, а порой неправдоподобность режиссерских потуг вызывают у них отторжение. В любом случае родные люди непременно обсуждают увиденное. При этом дед не упускает возможности указать на несоответствия произведений, выдержанных, очевидно, в жанре соцреализма, настоящей жизни, и делает это в экспрессивной манере.
Ясно, что человек он бывалый, в молодые годы дравшийся, много на своем веку повидавший и немало поработавший.
Таким был и Василий Шукшин. «Критики», главные герои рассказа, близки ему, он тоже презирал глянцевый блеск официального киноискусства.

Герои рассказа

Краткое содержание первой части рассказа характеризует героев рассказа и содержит информацию о любимом виде досуга деда и

Слайд 9Конфликт
рассказа
Кульминацией рассказа становится нешуточное столкновение деда и «взрослых», с

которыми тот «редко спорил об искусстве», «не умел», «начинал сразу

нервничать, обзывался» – словом, вёл себя как ребенок: слишком искренне, слишком откровенно, и в собственном поведении не признавая той самой условности, которая, по мнению деда, и мешает поверить происходящему на экране.

Почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»?

Почему деда обозлило то обстоятельство, что
городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

Конфликт рассказаКульминацией рассказа становится нешуточное столкновение деда и «взрослых», с которыми тот «редко спорил об искусстве», «не

Слайд 10Конфликт
рассказа
Конфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развертывается

в рассказе постепенно, по нарастающей.
Его изображение подкрепляется цепочкой противопоставлений:


дед и другие «взрослые».

Кого можно отнести к другим «взрослым»?

Петькин отец, «городской вежливый мужчина», «Петькина тётя»); город и деревня; кино и телевизор

Городские родственники, вызывая деда на откровенность, с самого начала относятся к нему свысока, провоцируют, чтобы посмеяться над чересчур откровенными, а потому не вписывающимися в стандарты суждениями: – Нет, это любопытно… Почему так не бывает, дедушка? <…> А как бывает? – громко повторил городской мужчина, заранее почему-то улыбаясь…

Конфликт рассказаКонфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развертывается в рассказе постепенно, по нарастающей. Его изображение

Слайд 11Конфликт
рассказа
Своеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой

части рассказа: если слова деда и Петьки прямо выражают чувства

и мысли героев, то слова «городского вежливого мужчины» – неправда, фальшь, и его улыбка открывает
истинное отношение к происходящему.

Чувствуя обидную снисходительность собеседника, шукшинский герой начинает раздражаться, что в итоге и приводит к своеобразному «бунту»: выпивший с досады дед продолжает заочный спор со своими «учёными» собеседниками.

Конфликт рассказаСвоеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой части рассказа: если слова деда и Петьки

Слайд 12Конфликт
рассказа
«Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не

понимаешь. А они понимают! Дед разговаривал с дверью, за которой

смотрели телевизор…» и, все более раздражаясь, чувствуя силу условных «приличий» взрослого мира, с которым не совладать его простой искренней душе, совершает внезапный и, на первый взгляд, дикий поступок.

«Вошёл дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор…».

Второй раз эпизод «бунта» деда передаётся почти анекдотическим языком милицейского протокола.
Участковый Ермолай, простой деревенский парень, пытаясь рассказать о событиях живой жизни «по-книжному», «по-учёному»,
превращает их почти в абсурд.

Конфликт рассказа«Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Дед разговаривал с

Слайд 13Финал рассказа
Петька, вначале не понимая, что происходит, начинает вдруг плакать,

тогда соображает, что деда сейчас «поведут в каталажку», и именно

слёзы Петьки становятся финалом рассказа: «…залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку…».

Немного странное поведение для тринадцатилетнего подростка.
Как странно, по-детски просит он: «Деда, куда они тебя?», «Не надо, тять…» – может быть, подростковая грубоватость тоже была немножко позой.
Теперь же, в финале рассказа, читатель видит истинную Петькину душу – любящую и искреннюю.

Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина:
только любовь помогает нам понять истинное лицо человека.

Финал рассказаПетька, вначале не понимая, что происходит, начинает вдруг плакать, тогда соображает, что деда сейчас «поведут в

Слайд 14Главная мысль
рассказа
Так о чем же рассказ? Неужели только о том,

как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года

рождения, без особых примет? Или, может быть, о том, как он разбил телевизор? Нет, рассказ даже не о старике с ершистым характером, не терпящим снисходительного отношения к себе. Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывет», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский. Темами любви к ближнему, уважения к старшим, терпения и прощения пронизаны все литературные произведения Василия Шукшина, от эпического романа «Я пришёл дать вам волю» до самого коротенького рассказа «Критики».
Главная мысльрассказаТак о чем же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч

Слайд 15НЕПРАВИЛЬНО
Дед особенно любит смотреть фильмы про :
Фамилия деда:
Рассказ «Критики» Шукшин

написал:
НЕПРАВИЛЬНО
в 1967 г.
в 1965 г.
Дед испытывает крайнюю неприязнь к :
НЕПРАВИЛЬНО
городскую

жизнь

НЕПРАВИЛЬНО

природу

НЕПРАВИЛЬНО

Новокольцев

НЕПРАВИЛЬНО

Новопольцев

ПРАВИЛЬНО

Новоскольцев

ПРАВИЛЬНО

художественной неправде

НЕПРАВИЛЬНО

кинокомедиям

НЕПРАВИЛЬНО

художественному вымыслу

ПРАВИЛЬНО

в 1964 г.

Дед разбил:

НЕПРАВИЛЬНО

вазу с цветами

ПРАВИЛЬНО

телевизор

НЕПРАВИЛЬНО

проигрыватель

Проверьте себя

ПРАВИЛЬНО

деревенскую жизнь

НЕПРАВИЛЬНОДед особенно любит смотреть фильмы про :Фамилия деда:Рассказ «Критики» Шукшин написал:НЕПРАВИЛЬНОв 1967 г.в 1965 г.Дед испытывает крайнюю

Слайд 16БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Было много ошибок:
нужно быть внимательнее
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
ВЫХОД
Как вы

оцениваете
свою работу на уроке:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!Было много ошибок: нужно быть внимательнееМОЛОДЦЫ!Знания прочные: ВЫХОДКак вы оцениваете свою работу на уроке:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика