Слайд 1
Савельева Любовь Изосимовна,
учитель русского языка и литературы
КОУ « Вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа №1»
город Омск
Слайд 2
Тема урока:
«Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»
Слайд 3
-Расширение сведений о жизни и творчестве
Н.В. Гоголя
в Петербурге.
-Анализ повести «Шинель», рассмотрение вопроса о том, как
представлен образ Петербурга в данной повести.
-Изображение социального портрета огромного города, в котором совершается гибель "маленького человека"
Цели урока:
Слайд 4
1. Верно ли, что …
зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург?
Слайд 5 2.Правда ли, что…
Гоголь мечтал о хорошей комнате,
а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками?
Слайд 61828 г. Петербург
3.Правда ли, что…
Гоголь сдал в печать свою
поэму «Ганс Кюхельгартен», которую привёз в Петербург, а утром проснулся
известным писателем?
Слайд 7
4. Правда ли , что…
в конце 1829 года начинает служить в
департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника?
Слайд 85. Правда ли, что…
Гоголь в Петербурге в
1830 году печатает «Вечер накануне Ивана Купала», после чего он
знакомится с Пушкиным?
Слайд 9 6. Правда ли, что…
сюжет «Вечеров на хуторе
близ Диканьки» (1830- 1832) был подарен Гоголю Пушкиным?
Слайд 107. Правда ли, что…
жанр
произведения Гоголя «Мёртвые души» -
поэма
Слайд 11
в июне 1834 года Гоголь не стал адъюнкт-профессором по
кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете?
8. Правда ли,
что…
Слайд 129. Правда ли, что…
Гоголь несколько раз
сжигал второй
том «Мертвых душ»?
Слайд 13 10. Правда ли, что…
в Петербурге 21 февраля 1852
года Гоголь ушёл из жизни ?
Слайд 16Тема Петербурга в литературе
Первым затрагивает эту тему Пушкин.
Его герой Евгений («Медный всадник») - «маленький человек» - живёт
в Петербурге и на себе испытывает сложности суровых будней. Подзаголовок поэмы ( «Петербургская повесть»)
Слайд 17Ф.М. Достоевский продолжил традиции Пушкина и Гоголя
“Все мы вышли
из “Шинели” Гоголя…” – слова Достоевского подтверждаются произведениями («Бедные люди»),
«Неточка Незванова», «Преступление и наказание»…
Слайд 18 Гоголь о Петербурге
«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим
сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»
(«Ночь перед Рождеством»)
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал красивее и великолепнее» (из письма матери, 1829 год)
Слайд 19 «Петербургские повести»
«Петербургские
повести» Гоголь писал на протяжении 10 лет (1831-1842). В сборник
вошли повести : «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Гробовщик», «Шинель». Объединены общим местом действия — Санкт-ПетербургомОбъединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека».
Слайд 20
Какова тема повести Гоголя «Шинель»?
Что вы можете сказать
о
главном герое повести –
Акакии Акакиевиче Башмачкине?
Какова роль шинели в
повести?
Какова проблематика повести?
В чём заключается идея повести Гоголя?
Слайд 21 Тест - ответы
Критерии оценки:
«5» -5 правильных ответов;
«4»
- 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа;
«2» -
менее двух правильных ответов.
Ответы:1– в, 2– б, 3– в, 4 – а, 5- а
Слайд 22 Самостоятельная работа№2 с последующей самопроверкой.
Я предлагаю вам самостоятельно поработать
над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в
повести Гоголя» и самостоятельно проверить работу (с обратной стороны таблицы).
Слайд 23Петербург – самостоятельный персонаж повести
Постепенно Петербург становится самостоятельным персонажем.
Петербург
– город резких контрастов и противостояния.
Петербург влияет на жизнь людей,
часто даже
управляет
ею.
Слайд 24Итог урока
Сегодня мы с вами говорили
о произведении ___________________.
Мы достигли своей цели и можем сказать, что:
1)Главный
герой повести – это _________.
2)Петербург - это город ______________________.