Слайд 1Романтизм в литературе.
Художественная модель мира
в литературе романтизма.
Исмаилова Наталья Усеиновна,
учитель русского языка и литературы
КГУ ОСШ им.Т. Аубакирова
Слайд 2Цель:
- сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать
его своеобразие;
- развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;
- воспитывать
культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.
Слайд 3Литературное направление (течение)
- это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся
в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов,
близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.
Слайд 4Романтизм (фр. romantisme)
- явление европейской культуры XVIII-XХ веков, представляющее собой
реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это
идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Слайд 5Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
конфликт между личностью
и обществом.
Слайд 6Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть
рассматривается в двух своих проявлениях:
высокая страсть (любовь во всех
её проявлениях);
низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).
Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.
Слайд 7Основные черты романтизма:
- уход от реальной действительности;
- утверждение положительного идеала;
-
бегство от современности;
- абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности
их осуществления в действительности;
- противопоставление прошлого настоящему;
- индивидуализм, доведённый до культа личности.
Слайд 8Основные черты романтического героя:
- неприятие идеалов общества;
- трагическое одиночество;
- герой
всегда яркая, исключительная личность;
- свободолюбие героя;
- герой всегда находится в
неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой;
- необычные, исключительные обстоятельства жизни.
Слайд 9Романтики открыли для литературы
- диалектику психологических состояний;
- характеры, основу
которых составляли глубокие внутренние противоречия;
- тему «униженных и оскорбленных»;
-
исторический роман;
- философскую сказку;
- научно-фантастический роман;
- психологический детектив;
- романтическую поэму.
Слайд 10Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы,
фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения
ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.
Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Слайд 11Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.
Слайд 12Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман
мистицизм;
интерес к
философским аспектам бытия;
противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
Влияние английского и французского
романтизма
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье
богоборческие мотивы;
разлад личности и общества;
проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
экзотика сюжета и места действия.
Слайд 13Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
медитативность лирики;
созерцательность и философская углубленность в
«вечные» вопросы;
интерес к проявлению потусторонних сил.
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
пафос вольнолюбия;
мотив разлада
сильной личности с обществом;
экзотизм сюжетов;
немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».
Слайд 14Романтизм поэтов-декабристов
- социальная заострённость конфликта;
критическое отношение к мистицизму и мечтательности
романтиков типа В.А.Жуковского;
интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
пафос
героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом
( социально-конкретизированным).
Слайд 15В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма:
пассивный;
активный или
революционный.
Слайд 16
Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм.
Каковы
их особенности, в чем отличия?
Слайд 17Интернет – ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/
Литература в таблицах и схемах .Мещерякова М.И. М.:
Айрис-пресс,2009.
Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных
школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.
Слайд 18 http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага
http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg
ручка - 1
http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2
Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы: