Слайд 1Цель:
-Продолжать работать над осознанным чтением, умением размышлять, высказывать свои
мысли, делать вывод , выделять главную мысль произведения
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе, чувство активной жизненной позиции, гражданственность.
- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, активизировать мыслительную деятельность.
В. П. Астафьев
Рассказы из сборника «Затеси»(урок литературного чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида)
.
!
Слайд 2«Мало уметь читать – надо уметь думать»
«Живи всяк своим
умом».
Слайд 3Н.А. Заболоцкий «Журавли»
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным
треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий
небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Слайд 4Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Чёрное зияющее дуло
Из
кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень
вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Слайд 5Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному
вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье
собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Слайд 6Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе,-
Всё, что от былого
поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно
на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Слайд 7Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
Прожил короткую, но яркую жизнь,
трагически оборвавшуюся на дуэли.
М.Ю.Лермонтов
«Три пальмы»
Слайд 8В.Г. Белинский
«Стихотворение «Три пальмы» чудесно, божественно. …Какая образность!-так всё и
видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь!
Дивная картина- так и блестит всё яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!..»
Слайд 9В печальных степях аравийской земли
Слайд 11М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Три гордые пальмы высоко росли.
Слайд 12Оа́зис — благоприятный для жизни участок в безжизненной среде.
В пустынях
оазисом называется расположенный около естественного водоёма островок растительности.
Слайд 14М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался
волною холодной,
Хранимый, под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и
летучих песков.
Слайд 15М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их
весёлый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой
главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей.
Слайд 16М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
И щедро поит их студёный
ручей.
Но только что
сумрак на
землю упал,
По корням упругим топор
застучал.
И пали
без жизни питомцы
столетий!
Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.
Слайд 17М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Когда же на запад умчался туман, Урочный свой
путь совершал караван.
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь
пепел седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Слайд 18М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
И ныне всё дико и пусто кругом-
Не шепчутся
листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит-
Его лишь
песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый,
Степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Слайд 19М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Бесплодная
Под сенью зелёных листов
Сумрак на землю упал
И пали
без жизни питомцы столетий
Под тенью зелёных листьев
Стемнело, наступила ночь
Песчаная, сухая,
неродящая
Погибли, хотя росли сотни лет
Слайд 20Сравнить:
печальных, бесплодной, знойной
гордые, высоко
Слайд 21 Каким было место, где росли три гордые пальмы?
Кто виноват
в том, что ранее цветущее место превратилось в дикое и
пустое?
Как обошлись люди с пальмами и родником?
Подберите прилагательные, характеризующие поступки людей.
Слайд 22Равнодушное, жестокое, варварское, безжалостное, бездушное, бездумное……..
Слайд 24Экология –
Ойкос – дом, жилище, обиталище.
1.Это взаимоотношения организмов
с окружающей средой.
2.Наука о человеке.
3.Наука о животных.
4.Наука о растениях.
«Охранять природу
- значит охранять Родину» (М. Пришвин).
«Будь Человеком, человек, ты на земле своей» (С. Михалков)
Слайд 25Экология –
Наука, изучающая взаимоотношение живых организмов, в условиях окружающей среды.
Взаимоотношение
организмов с окружающей средой.
Слайд 26Тема «Будь Человеком, человек, ты на земле своей»
Человек-это великолепно,
это звучит гордо». М.Горький
- Как связано стихотворение
«Три пальмы» с нашей темой?
- Можно ли сказать, что Лермонтов призывает людей быть милосердными к природе?
Значит, и 160 лет назад, и сейчас, в особенности, тема взаимоотношения человека и природы была и есть очень важной.
Слайд 27Виктор Петрович
Астафьев 1.05.1924-29.11.2004
«Природа – мать и кормилица, человек
– сын природы. Между человеком и природой складываются
прямые
родственные
отношения»
Слайд 28
Сибирь – родина В.П. Астафьева
Овсянка – родное село писателя
Слайд 29Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске
«Царь-рыба» Памятник писателю возле автодороги Красноярск -
Абакан
Слайд 30Виктор Петрович Астафьев. 1924 – 2004гг.
С. Овсянка, Красноярский край, дет.
дом, в 7 лет лишился матери (утонула в Енисее) В.
П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
1942г. ВОВ, ранения, работа на Урале
1953г. Первый сборник рассказов.
1975г. государственная премия РСФСР имени М.Горького
1978г. Гос. Премия СССР за рассказ «Царь-рыба»
Слайд 31"Ни дня без строчки" - это девиз неутомимого труженика, истинно
народного писателя
Слайд 631.Где происходят события, описанные в рассказе?
- В Сибири
-В Подмосковье
Слайд 642.Для чего приезжают в Заречье люди?
-за грибами
-на экскурсию
-холить и выхаживать
на личных огородах и в теплицах редкие овощи
Слайд 65В.П. Астафьев «Хвостик»
Какое отношение людей к природе в рассказе «Хвостик»?
Варварское.
Какое чувство вызывает этот рассказ?
Как вы думаете, испытывает ли
писатель чувство уважения к дачникам, приезжающим в Заречье?
Где видно негативное, отрицательное отношение писателя?
2 абзац перед чтением – выделить голосом глаголы, характеризующие дела, действия человека.
Слайд 66
Человек, что он делает?
Работает, учится, думает, помогает, заботится,
… а в рассказе?
Расползаются, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят
(как о самом низком существе).
Слайд 67Оглохла земля
Коростой покрылась
Растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное,
поцарапанное, битое, обожженное….
Слайд 69Что вы можете сказать о людях, которые убили суслика и
его кровью написали «Отклик»?
Можно их назвать людьми?
Какие они?
Чему
учит это рассказ?
Слайд 70В.П.Астафьев «Костер возле речки»
Найдите и прочитайте, кого встретил автор?
- Чем
были заняты люди?
-Каково отношение шофёра такси к профессору и
его жене? Как он их называет?
Найдите, где видно, что шофёр плохо воспитан, груб?
Как вы понимаете фразу «Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь…. ?
Понимает ли шофер, что и сам делал плохо?
Слайд 71В.П.Астафьев «Костер возле речки»
Закончите пословицы и поговорки.
«Чисто не там, где
убирают, а там где не …»
«Человек от лени болеет, а
от труда …»
- «Моя хата с краю …»
Поговорка не права – это … слова.
Каких героев можно охарактеризовать этими поговорками?
Слайд 72Активная жизненная позиция.
Нравственное, доброе, милосердное отношение к природе должно быть
каким?
Что вы делаете? (Посадил деревья, клумбы, леса)
«Миллион добрых дел» для
чего?
Кама? «Красная книга»? (купания, машины …, выбросы в воздух – дождь.)
Что делается? Экологическая милиция.
О Чистополе. (ветра, дожди.)
Использование пестицидов в с/х, удобрений на полях, что приводит к снижению численности животных и растений.
Загрязнение территории нефтью.
Слайд 73
Охрана окружающей среды
комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой
деятельности на природу.
Слайд 74ЗОЖ. (Пословицы)
Здоровью цены нет.
Здоровье не купишь.
Ум да здоровье дороже всего.
Ищи
в жизни добро и удаляйся от зла.
Вино сначала веселит, а
потом без ума дела творит.
Курить – здоровью вредить.
Слайд 75Активная жизненная позиция – это
охрана природы (растений, животных)
охрана человека.
Слайд 77Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:
cожалеть,
cочувствовать,
cострадать,
cопереживать.
Слайд 78Астафьев утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и
жесток к человеку».
Его волновали вопросы:
«Как быть Человеком, каким быть,
как жить по правде и по совести».
Домашнее задание.
Подготовить небольшой устный рассказ с ответом на этот вопрос.