Слайд 1Тема:
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Слайд 2Цели:
Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; учить понимать смысл стихотворения и
настроение лирического героя.
Работать над развитием выразительной, грамотной речи.
Прививать детям
любовь к поэзии.
Слайд 3За окном ещё осень, а у нас в классе морозное
солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковёр, ясное голубое небо.
Кажется, что и воздух чистый, морозный, свежий. И всё это благодаря вашим работам.
Обратимся к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
Слайд 4Рисунки детей к стихотворению
«Зимнее утро»
Слайд 5Речевая разминка
Прочитайте пословицы и поговорки «жужжащим» чтением.
1) В зимний холод
всякий молод.
2) Зима без трёх подзимков не становится.
3) Зимой дороги
не уравняешь – метель своё возьмёт.
Прочитай с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией.
Прочитайте с весёлой интонацией.
С грустной.
Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок.
Слайд 6Беседа:
Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, - одно из самых грустных
в творчестве А.С.Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид
наказания – пребывания на поселении в отдалённом месте) в очень тяжёлое для поэта время.
Слайд 7 Туда по приказу царя поэт был выслан за то,
что в своих произведениях он смело, осуждал несправедливость существующих порядков,
крепостное право, призывал бороться против них. Жил А.С.Пушкин в ссылке одиноко, без родных и друзей, каждый его шаг был под наблюдением.
Слайд 8Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не
удался; поэт серьёзно поссорился с отцом, после чего вся семья
Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. И только няня, добрая, отзывчивая, всё понимающая Арина Родионовна, любившая Пушкина как родного сына, была рядом с ним.
Слайд 9 С ней Пушкин вёл задушевные беседы в долгие зимние
вечера, читал только, что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки,
песни, ей он посвящал свои стихи. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
Слайд 10Словарная работа
Обветшалая кровля – старая, разрушающаяся крыша
Ветхая – разрушающаяся от
старости
Лачужка – небольшая, старенькая избушка
Веретено – ручное прядильное орудие в
виде деревянной палочки с заострённым концом
Кроет – покрывает
Слайд 11Анализ произведения
1-я часть – описание бури
Прочитайте описание бури.
С помощью,
каких сравнений поэт даёт нам возможность представить картину бури?
Какие
строки о буре повторяются в стихотворении? Прочитайте их.
Как завывание бури влияло на настроение поэта?
Слайд 12Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
Слайд 13То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Слайд 142-я часть- обращение к няне
Как относится поэт к своей няне?
Какое
настроение было у няни в тот зимний вечер?
Почему можно сказать,
что поэт любил песни, которые пела няня?
Почему он просил её спеть песню?
Слайд 17-Прочитайте строки, в которых сказано о том, где жил поэт.
Жил
Пушкин в старом, небольшом домике – флигеле с маленькими, низкими
окнами. Кровля (крыша) дома обветшала. В доме темно, отапливались и освещались только комнаты, в которых были А.Пушкин и няня.
Слайд 18Итог урока.
Ребята, вернёмся к нашим пословицам и поговоркам, которые мы
читали в начале урока. Какие из них можно отнести к
прозвучавшим сегодня стихотворениям?
Что удивило, поразило?
Какие чувства в вас затронул урок?
Слайд 19Домашнее задание
Приготовить выразительное чтение стихотворения