Слайд 1Технология
продуктивного чтения
как способ повышения
качества образования
мастер-класс
Выполнила Петрова Екатерина Геннадьевна.,
учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 1»
2017
Слайд 2Содержание
1. Что такое полное понимание текста
2. Структура урока по
технологии продуктивного чтения:
работа с текстом до чтения;
работа с текстом во
время чтения;
работа с текстом после чтения;
3. Приёмы работы
4. Практическая часть
Слайд 3Читать – это еще ничего не значит, что читать и
как понимать прочитанное – вот в чем главное
К.Д.Ушинский
Слайд 4Читаем и …
ПРЕДСТАВЛЯЕМ картины, героев;
СТАВИМ себя на место героев;
ПЕРЕЖИВАЕМ;
УЧАСТВУЕМ в
действии;
ЗАДУМЫВАЕМСЯ над содержанием;
ПРЕДПОЛАГАЕМ конец истории;
РЕАГИРУЕМ на прочитанное: смеемся, грустим…
Слайд 5Технология продуктивного чтения
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: формирование читательской компетенции школьника
(учим самостоятельно понимать
текст)
Слайд 6
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
ФАКТУАЛЬНОЙ (о чем в тексте сообщается в явном виде)
ПОДТЕКСТОВОЙ(о
чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ (основная идея текста, его главные мысли)
Слайд 7Структура урока по технологии
продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до
чтения
II этап. Работа с текстом во время
чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Слайд 8I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего
чтения);
ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по
его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
Приёмы работы
Слайд 9
Приёмы работы
Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных
слов в тексте параграфа)
Составление вопросов к теме
Высказывание предположений по новой
теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
Исторический комментарий
Организация проблемной ситуации и др.
Слайд 10Предполагают
Прогнозируют
До чтения
Слайд 11
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание
текста.
Беседа по содержанию в целом.
Слайд 12Первичное чтение текста
Самостоятельное чтение (дома или в классе)
чтение – слушание
чтение с остановками
Выявление первичного восприятия
(с помощью
беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
Слайд 13 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Цель: самое
общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его
дальше или нет
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления
Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
чтение по абзацам
графические пометки
Изучающее
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста
Слайд 14Приёмы работы
Чтение текста «с карандашом»
Определение основных понятий
(без чтения всего текста)
Составление таблиц (выборочное чтение)
Составление плана текста (для
пересказа)
Поиск пропущенных слов
Комментированное чтение
Диалог с автором…
Слайд 15
Приём диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с
книгой
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый
смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
интерпретация текста
Слайд 16Во время чтения
Составление
плана
Диалог с автором
Ключевые
слова
Комментированное
чтение
Словарная
работа
Вопросы
Беседа
Слайд 17
III этап. Работа с текстом после чтения
1) Концептуальная (смысловая) беседа
по тексту.
2) Знакомство с писателем.
3) Работа с заглавием, иллюстрациями.
4) Творческие
задания.
корректировка собственной интерпретации
объективным авторским смыслом
Слайд 18
Концептуальная беседа (Почему?)
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований,
оценок) произведения с авторской позицией.
Формулирование основной идеи текста или
совокупности его главных смыслов.
Беседуем и уточняем позицию автора.
Слайд 19Знакомство с писателем
Рассказ о писателе.
Беседа о личности.
Работа с
материалами учебника, дополнительными источниками.
Слайд 20
Работа с заглавием, иллюстрациями
Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым
иллюстрациям.
Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Слайд 21Творческие задания
Опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся:
эмоции
воображение
осмысление содержания, художественной формы.
Слайд 22После чтения
Знакомство
с автором
Вопрос
Беседа
Слайд 24
Познавательные УУД
формируем умения:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы…
Слайд 25Коммуникативные УУД
формируем умения:
слушать и понимать других;
строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли
в устной и письменной форме;
работать в паре и группе…
Слайд 26Регулятивные УУД
формируем умения:
высказывать своё предположение на основе
работы с текстом, с материалом учебника;
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
(составлять план)…
Слайд 27Личностные УУД
формируем умения:
высказывать своё отношение к героям, выражать
свои эмоции;
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…
Слайд 28Достоинства технологии:
применима на уроках любого цикла и на любой ступени
обучения;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению
понимания на уровне смысла
Повышение качества
образования
Слайд 29
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
Прочитайте текст, выделите
в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
Определите роль данного
текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ).
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).
Слайд 31
Работа с текстом до чтения
Михаил Петрович Лоскутов (1906 — 1941)
Слайд 32Михаил Петрович Лоскутов, (1906 — 1941) — курский писатель и публицист,
работал в начале XX века, в жанре очерковой прозы, сочетающей
документальность и художественность.
Слайд 33
«Борожай»
По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же
будет автор нам рассказывать?
Кто является героем произведения?
Может иллюстрации вам помогут?
Сформулируйте
цель урока.
Слайд 351-е предложение текста
«Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак»
Слайд 36Работа с текстом во время чтения
Чтение с остановками
Изучающее чтение
вслух
Приём «Диалог с автором»
Слайд 37
1-я остановка
Чтение текста (1-4 предложения)
Кто герой произведения?
От какого лица ведётся
повествование?
Чей голос мы слышим?
Слайд 38Диалог с автором
Почему пёс казался чудаком?
Что было необычным в
его поведении?
Почему только сейчас рассказчик это понимает?
Приём «Словесное рисование» (работа
в группах)
Какими вы себе представляете пса – чудака и рассказчика ?
Слайд 392-я остановка
5 - 23 предложения
Приём «Диалог с автором»
Слайд 40Почему рассказчику пёс казался необычным?
Как относится мальчик к Борожаю? Найдите
слова в тексте, подтверждающие ваши мысли.
Объясните фразеологизм «провалиться сквозь землю».
Что он передаёт?
Какие фразы передают иронию героя?
Почему герой говорит, что «… пёс был труслив до неприличия»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста.
Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его?
Как автор относится к Борожаю? Какими средствами он передаёт своё отношение к псу?
Задайте вопросы автору?
Объясните смысл 23 предложения.
Что такое могло случиться потом? Порассуждайте.
Изменится ли отношение героя к Борожаю?
Слайд 41
3-я остановка
24 – 31 предложения
Приёмы:
диалог с автором
комментированное чтение
Слайд 42
4-я остановка
32 – 40 предложения.
Приёмы:
прогнозирование
диалог с автором
комментированное
чтение
Слайд 43
Работа с текстом после чтения.
Ваши впечатления от рассказа?
Как бы вы
его озаглавили? Почему так?
Какова позиция автора по отношению к рассказчику?
А к Борожаю?
Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте.
Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста.
Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
О чём этот рассказ?
Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?
Слайд 44
Рассказ учителя о писателе и публицисте М.П.Лоскутове (презентация)
Слайд 45Литература
1. Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012.
– 160 с.
2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных
этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс,
3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
5. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581
6. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
7. http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8
Портрет Гёте Портрет Гёте http://www.lib.tsu.ru/news.php?id=432', 'news_details');
Слайд 46
«Чего человек не понимает, тем он не владеет»
И.В. Гёте
…и то он
не любит