Слайд 1Со времен старинных, давних…(славянские праздники в произведениях русских классиков).
Слайд 2…Клянусь честью, что ни за что на свете
я не
хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю, кроме
истории
наших предков.
А. С. Пушкин.
“Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”.
В.Г. Белинский
Слайд 3Цель:
Задачи:
Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей
и поэтов.
Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные
праздники.
Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», л.н. Толстого «Война и мир», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.
Слайд 4Народные праздники
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу -
время, потехе - час”, - так еще в старину говорили
наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.
Слайд 5Праздники
Рождественские святки.
Крещение.
Широкая масленица.
Вербное воскресенье .
Пасха.
Семик честной.
Троица.
Иван Купала.
Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с
явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.
С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным нищим.
Слайд 6 Святки, светлые вечера, так обычно называются в
России, да не в одном нашем Отечестве, а и за
границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 7 января (по новому стилю) и оканчивавшегося обычно 19 января.
Слайд 7 Время святочных гаданий широко представлено в творчестве В.А.
Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого
Слайд 8 Действие многих произведений русской литературы совершается
на Святки. Это неслучайно: с одной стороны, Святки — время
всяческих чудес, необыкновенных происшествий, время преображения мира, смещения привычных ценностей. Таково время Святок в «Ночи перед Рождеством» Н.В.Гоголя, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в «Онегине» А.С. Пушкина, в «Светлане» В.А. Жуковского.
Слайд 9 Ряженые - элемент народных праздников, обрядовое и
игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило,
древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу.
Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.
Слайд 10 К началу 19 века символика забылась , а
переодевания остались и превратились в веселый маскарад, как в доме
Ростовых накануне 1812 года в романе Л.Н. Толстого « Война и мир»
Слайд 11 Во втором томе «Войны и мира»
есть несколько эпизодов, события которых разворачиваются в имении Ростовых на
святки. В один из вечеров появляются ряженые
Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры...
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
Слайд 12 Святочное веселье представлено в повести «Ночь перед Рождеством»
с большим знанием дела — известно, что Гоголь внимательно изучал
фольклор, народные обычаи, пытаясь постичь через них дух своего народа. Ему с блеском удалось передать саму атмосферу праздника святок, атмосферу игры и разнообразных превращений.
Слайд 13« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы
толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки
шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло: Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Кiльце ковбаски! Хохот награждал затейника...»(«Ночь перед Рождеством.»
Слайд 14«Евгений Онегин»(отрывки)
Народнопоэтические мотивы в своих произведениях широко использует и А.С.
Пушкин. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках
милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных.
Слайд 15 Татьяна Ларина , «русская душою», верила и снам
, и карточным гаданьям , и гаданьям святочным.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
(А.С. Пушкин)
Слайд 16 Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках
летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И
отвечает: Агафон.
(А.С. Пушкин)
Слайд 17Святки
Во время Святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала
колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим
развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.
Слайд 18 Один из способов гадания и, наверное, самый
распространенный в старину описал Жуковский. Молодые незамужние девушки выходили за
ограды своих домов и кидали обувь со своей левой ноги прямо перед собой. Суть гадания заключалась в следующем: красны девицы глядели, в какую именно сторону указывает носок их обуви. Ведь именно с той сторонки и следовало ожидать появления жениха.
Слайд 19Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв
с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый
воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В. А. Жуковский
«Светлана»
Слайд 20В.А.Жуковский «Светлана»
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с
зеркалом и свечой:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том
столе стоит
Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!
Слайд 21Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы,
преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все
это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейско
го, урбанистического типа.
Слайд 22 Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе
ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России
стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.
Слайд 23 Немало воды утекло с того далекого времени.
Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее
и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».
Слайд 24Применение презентации
Наша презентация может быть использована на классных часах, посвященных
народным праздникам; уроках литературы , факультативах.
Слайд 25Спасибо за внимание
Делу - время , потехе - час.
Слайд 26
Выполнил: Подлеснов Александр, ученик 10 класса МОБУ « СОШ №7»
Руководитель:
Лебедева Татьяна Валерьевна, учитель МОБУ « СОШ №7»