Слайд 1М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Исмаилова Наталья
Усеиновна учитель русского языка и литературы КГУ
ОСШ им. Т. Аубакирова с. Игилик, Мактааральского района Южно-Казахстанской области
Слайд 2Сказка-быль
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях
и думаю».
М.М.Пришвин
Слайд 3М.М.Пришвин
«Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза
на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом,
смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…»
Слайд 4Викторина
1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина.
2. Кто был его первым путеводителем
по «азбуке» природы?
3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»?
4. Как
первоначально называлась сказка-быль?
5. Какие деревья боролись между собой в произведении?
6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша?
Слайд 5Викторина
7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши.
8.
Какому делу выучился Митраша у отца?
9. О какой «чудесной вещи»
рассказал мальчику отец?
10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень?
11. Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака?
12. Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома?
Слайд 6Настя
«…Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час,
по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое
любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Слайд 7Митраша
«Митраша был моложе сестры на два года. Ему
было всего только десять лет с хвостиком. Он был
коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
Слайд 8Сросшиеся деревья
« Лет двести тому назад ветер-сеятель принес
два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели.
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет».
Слайд 9Тетерев-косач
«…косач как будто стал расцветать в лучах восходящего
солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в
глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».
Слайд 10Солнце над елями
«И вот первый луч, скользнув по верхушкам
ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.
Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню».
Слайд 11«Кладовая солнца»
«…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего,
торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть,
что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам».
Слайд 12Золотая купава на болоте
«В обыкновенной елани всегда бывает
видна хоть чуть-чуть водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями.
Вот за то эта елань называлась Слепою, что по виду ее было невозможно узнать».
Слайд 13Красная ягода
« Кислая и очень полезная для здоровья
ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней
осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом».
Слайд 14Антипыч и Травка
«…собака сразу поняла человека: он
звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а
просто так, пошутить, поиграть».
«Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ее, она как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые губы».
Слайд 15Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
1. Жанр произведения:
а) повесть;
б) сказка;
в) сказка-быль.
2. Название произведения означает, что речь в нём идет
:
а) о богатых залежах торфа на болотах;
б) о душевном богатстве людей;
в) о богатом и животном мире лесов.
3. В произведении описываются события:
а) времён первой мировой войны;
б) периода Великой Отечественной войны;
в) наших дней.
Слайд 164. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого
отношения к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления о том, насколько
природа выше человека и человеческих страстей.
5. Повествование в произведении ведется от лица:
а) Митраши и Насти;
б) геологов;
в) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
Слайд 177. Смысл истории сосны и ели:
а) элемент сказки, объясняющий стон
и вой, раздающийся в ветреную погоду;
б) рассказ о возникновении дикого
леса близ Блудова болота;
в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
а) люди, попав в неё, теряли зрение;
б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;
в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
Слайд 1810. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:
а)
принципа «Один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой
борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о её собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
Слайд 1912. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как
зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил:
а) антитезу;
б) аллегорию;
в)
сравнение.
13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
Слайд 2014. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак,
подвешенный над бездной» - используется:
а) антитеза;
б) сравнение;
в) гипербола.
15. В отрывке
: « тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
а) гипербола;
б) олицетворение;
в) метафора.
Слайд 22Используемая литература и ресурсы:
1.Русская
словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы.
Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии В.Е. Гиппенрейтера № 59-68
http://imgal.ru/usrfile/img/prishvin-kladovaya-solntsa-illyustratsii.jpg