Слайд 1Тема урока
Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”
Слайд 5По горизонтали:
1. Углубленное изображение психических, душевных переживаний.
2. Общий вид какой-нибудь местности.
3. Стилистическая фигура,
основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.
4. Образное, художественное определение.
5. Мелкая
подробность, частность.
6. Последовательность и связь описания событий.
По вертикали:
1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.
2. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.
3. Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ.
4. Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство.
5. Художественное изображение, образ литературного героя.
Слайд 7По горизонтали:
1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5. Деталь; 6.
Сюжет.
По вертикали:
1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик; 4. Интерьер; 5.
Портрет
Слайд 91. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему рассказ называется
“Телеграмма”? Какую телеграмму имел ввиду автор и почему? /рассказ-предостережение/
Слайд 11Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить строки с
описанием природы из повести, изменится ли что-либо? Какова роль образа
подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/
Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
Слайд 12Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19 века умирает
вместе с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной Виардо, Гюго
Слайд 15Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор? /Сольвейг- в
переводе означает “Солнечный путь”/. Можно ли употребить слово “пустельга”
к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Слайд 17Задание по группам
Художественные детали в рассказе:
А) Манюшка, шмыгая носом. Отнесла
это письмо на почту. Долго засовывала его в почтовый ящик
и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра.
В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
Слайд 18“…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь- сатирик, который
обладал уникальной способностью сразу угадывать человека. Никто не разглядел
сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру , сумев передать оттенки души Гоголя.
Слайд 19Прием контраста - ленинградские и сельские страницы;
в сцене, когда Настя
получает телеграмму: “Катя помирает. Тихон”. –
“…а с кафедры неслось:
забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…”
Слайд 20Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из домашнего задания/,
“Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,
и долголетен будеши на земле”
Слайд 21Задание по группам
Какова роль сторожа Тихона в рассказе? /Почему автор
самоустраняется из повествования?/ Каким образом автори доносит до читателей мысль
о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
Слайд 22Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти пробудилась?
/Имя Настя “Воскрешающая”/. Для чего в рассказ вводится образ молодой
учительницы?