Разделы презентаций


Выразительное чтение

Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока.Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и будем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературного чтения для 3-го класса Выразительное чтение
Тема урока:
«Выразительное чтение

стихотворе-ния С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»»

Цели
Образовательные:
- учить

выразительному эмоциональ-ному чтению;
Развивающие:
- развивать чувственное восприятие произведения;
Воспитательные:
- воспитывать чуткое отношение к языку произведения.

Образовательные технологии
обучение в сотрудничестве.
Урок литературного чтения  для 3-го класса  Выразительное чтениеТема урока:	«Выразительное чтение стихотворе-ния С.Есенина «Нивы сжаты, рощи

Слайд 2Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и

цели урока.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и будем учиться выразительно читать.

III. Работа над произведением.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем (приём показа)

Учитель выразительно читает детям стихо-
творение.

Учитель: Как хорошо вы слушали! Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Учитель: Может быть, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?

Дети: Это стихотворение грустное и мне тоже стало грустно. Это стихо-творение похоже на песню.
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Ход урока	I. Организационный

Слайд 3Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»
Учитель: Все ли вам понятно в этом

стихотворении или его нужно обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться? Есть для вас что-нибудь непонятное в этом стихотворении?

Дети: Нет, в этом стихотворении все понятно, обсуждать не нужно.

2. Анализ языка произведения.

Учитель задает детям наводящие вопросы.

Учитель: А никому не кажется, что в этом стихотворении есть неудачные места?

Дети: Нет, таких мест нет.

Учитель: Тогда объясните, почему автор пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»?. Разве солнце похоже на колесо? Онобольше похоже на мяч или на старинный медный пятак, - он и по форме и по цвету похож на неяркое осеннее солнце. Или вот послушайте, как неприятно звучит строка:
«Дремлет взрытая дорога…»

Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Учитель: Все ли

Слайд 4Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Учитель: Столько звуков «р» в одной строке.

Вам не кажется, что это неудачное место?. Перечитайте стихотворение, может есть ещё неудачные строки?

Дети читают стихотворение.

Дети отвечают:
1. «…ждать зимы седой…», Поэт хотел наверное сказать «белой», но так было бы не в ртфму, и он написал «седой». Как будто у зимы есть волосы.
2. Месяц не похож на жеребёнка.
3. Почему дорога мечтает о зиме, ведь зимой холодно и почему в последней строфе появляется «я»: «..ах, и сам я …»?

Учитель: Как же так получается, в стихотворении столько неудачных мест, а вы говорили, что оно вам понравилось? Когда же вы были правы? Когда говорили, что оно вам понравилось или сейчас, когда нашли в нем столько неудачных мест?
А ведь это стихотворение понрави-
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Учитель: Столько звуков

Слайд 5Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»
вилось не только вам, а многим людям,

читающим стихотворения С.Есенина.

Дети: Наверное, мы что-то не поняли в этом стихотворении.

Учитель: Будем разбираться в стихотво-рении?

Дети: Да.


2. Словесное рисование.

Учитель: перечитайте стихотворение и ответьте на такой вопрос: Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?

Дети: Дорогу, а за ней горы, туман…

Учитель: Я бы тоже нарисовала дорогу, потому что это стихотворение о дороге. А часто ли в стихотворении встречается слово дорога?

Дети: Один раз.

Учитель: Верно, всего лишь один раз, во
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»	вилось не только

Слайд 6Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»
второй строфе. А сказано ли что-нибудь о

дороге в первой и в третьей строфах?

Дети: Нет.

Учитель: Значит, наша картина подходит только ко второй строфе?

Дети: Нет, это стихотворение все о дороге.

Учитель: Вы все согласны, ведь горы, нивы, рощи могут быть не только возле дороги?

Дети: В последней строфе сказано, что жеребёнок запрягается в сани.

Учитель: Правильно. Когда мы слышим жеребенок, сани, мы сразу вспоминаем зимнюю дорогу. Правда, у Сергея Есенина не жеребёнок запрягается, а месяц, который только-только под- нялся над землёй. Поэтому он рыжий. Когда месяц низко над землёй, да ещё в тумане, он бывает рыжим. Особенно, когда холодно. Правильно вы подмети-ли: когда мы читаем последнюю строфу, нам представляется зимняя
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»	второй строфе. А

Слайд 7Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»
дорога.
А на картине к стихотворению

мы нарисуем зимнюю дорогу или нет? Если да, то какую?

Дети: Мы нарисуем осеннюю дорогу.

Учитель: Я тоже так думаю. В первой и во второй строфах поэт изображает позднюю осень. А сказано ли в первой строфе о дороге?

Дети тянут руки. Один из них отвечает: Мне кажется, что поэт едет по дороге в телеге и описывает то, что видит вокруг:
Нивы сжаты, рощи годы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
И поэтому солнце напоминает ему колесо, потому что он едет сам.

Учитель: Да, действительно солнце похоже на колесо, потому что едущему на телеге сельскому жителю солнце прежде всего напоминает колесо.
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»	дорога.  		А

Слайд 8Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»

4. Выявление отклоняющегося подтекста.

Учитель: А какая дорога,

гладкая, ровная?

Дети: Нет, нивы уже сжаты, с полей по дороге возили урожай, её взрыли, разбили.

Учитель: Верно, она взрыта потому, что уже давно туманы, сырость, а по ней возят с полей на телегах урожай. А сейчас вечер поздней осени настал. Как вы думаете, тепло бывает в такой вечер?

Дети: Холодно. «Совсем, совсем немного ждать зимы седой осталось».

Учитель: А как вы думаете, что в такой холодный вечер происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами?

Дети: Он замерзает.

Учитель: И вот по этой дороге, по замерз- шим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслу-шайтесь в него. Может вы услышите, как трясёт телегу?
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»4. Выявление отклоняющегося

Слайд 9Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Дети: Да телега дребезжит по замерзшей дороге.

Вот почему столько звуков «р».
«Дремлет взРытая доРога
Ей сегодня пРимечталось…»

Учитель: А о чем же мечтает застывшая дорога?

Дети: О зиме.

Учитель: Верно, о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает.

Дети: Дорога устала. Она хочет отдох-нуть. Зимой выпадает снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани как будто гладят дорогу.

Учитель: Может теперь вам понятно, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

Дети: Потому что зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокой-ной старости.

Учитель: Вот сколько всего мы увидели, когда вчитались в это произведение,
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Дети: Да телега

Слайд 10Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»
вчувствовались.
Может быть «ах и сам я..» тоже

здесь не случайно?

Дети: Да! С.Есенин тоже устал, он тоже мечтает о старости.
Это стихотворение не о дороге. Это он все о себе написал. Ему было очень грустно.

Учитель: Мне тоже так кажется. Вы сразу почувствовали грусть этого стихотворения, но не так сильно, как сейчас. Верно?

Дети: Да.

Учитель: Выходит, что это стихотворение безысходное, даже страшное, ведь так грустно и даже страшно мечтать о старости.

Дети: В конце оно не очень грустное.

Учитель: Почему?

Дети: Там появляется жеребёнок.

Учитель: Да, я тоже почувствовала это. Как будто поэт говорит: «Да, я тоже устал, и мечтаю о старости, но
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»	вчувствовались.		Может быть «ах

Слайд 11Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»

жизнь продолжается: вот народился новый жеребёнок, он

побежал по зимней дороге навстречу весне!»

5. Интонационные упражнения.
(коллективная работа)

Учитель: Определите место пауз, логичес-кое ударение, мелодику речи в первой строфе.

Дети:
Нивы сжаты, рощи голы/ грустно, печально
Средне Над землёй туман и сырость.//
Колесом за сине горы
Солнце тихое скатилось.//

Учитель: Хорошо. А теперь, давайте поду-маем, с каким чувством нужно читать эти строки?

Дети: С грустью, печалью, сожалением о том, что теплое лето и золотая осень прошли.

Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»		жизнь продолжается: вот

Слайд 12Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Учитель: С какой силой звучания будем читать?

Дети:

Не сильно тихо, и несильно громко.

Учитель: Да, со средней силой звучания. А второе четверостишье?

Дети:
Дремлет взрытая дорога/ печально
Средне Ей сегодня примечталось.// надежда,
ожидание
Взволнованно Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось.//

Учитель: И третья строфа?

Дети:
Ах, /и сам я в чаше звонкой
Увидал вчера в тумане:
Оживленно Рыжий месяц жеребёнком, / с надеждой
Запрягался в наши сани.//

Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»Учитель: С какой

Слайд 13Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина

«Нивы сжаты, рощи голы…»

6. Выразительное чтение учащихся.

Учитель: Давайте прочитаем стихотво-рение,

стараясь наполнить его чувствами, которые возникли у вас при его обсуждении.

Дети читают.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Расскажите пожалуйста, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

Дети: Когда читаешь внимательно, вчув-ствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть.

IV. Домашнее задание.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Запишите пожалуйста домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению.
Урок литературного чтения для 3-го класса.  Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»6. Выразительное чтение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика