Слайд 1 Ранние рассказы А.П.Чехова
Учитель русского языка и литературы Волкова
А.П.
МОУ Клёновская СОШ Подольского района Московской области
Слайд 2Семья Чеховых
Я получил в детстве религиозное образование… Когда, бывало, я
и два мои брата среди церкви пели…, на нас все
смотрели с умилением, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками. А.П.Чехов
Слайд 3 В детстве у меня не было детства
Дом, в котором
родился А.П.Чехов
Н.П.Чехов. Портрет А.П.Чехова. Нач.1880-х г.г.
Деспотизм и ложь исковеркали наше
детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. А.Чехов
Ранние годы писателя были суровыми, и они не прошли бесследно.
Слайд 4Родители А.П.Чехова Евгения Яковлевна
и Павел Егорович
Отец и мать, единственные
для меня люди на всём земном шаре, для которых я
ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук. Антон Чехов, 17 лет
Слайд 5Уроки детства
…Молодой человек выдавливает из себя
по каплям раба и…
проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах
течёт
уже не рабская кровь, а настоящая человеческая… А.Чехов
Слайд 6Какой он, Чехов?
Н.П.Чехов. Портрет А.П.Чехова
И.Э.Браз. Портрет А.П.Чехова
…Он казался несокрушимым силачом
по складу тела и души.
И.Репин
Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой. А.П.Чехов
Слайд 7Кабинет А.П.Чехова в доме на Садово-Кудринской
Слайд 8Представь себя писателем
Опорные слова:
встретились
друзья детства
восторженно
окаменел
поморщился
поклонился
Каким мог бы быть рассказ?
Слайд 9Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Похож ли рассказ А.П.Чехова на придуманный
вами?
Какое впечатление он произвёл? Назовите свои чувства.
Смешно, забавно, грустно; сожаление,
боль и обида за человека, отвращение, брезгливость
Слайд 10Каков взгляд художника на данную ситуацию?
Слайд 11Каков взгляд художника на данную ситуацию?
Слайд 12Словарная работа
Подхалимничать
Лебезить
Пресмыкаться
Угодничать
Раболепство
Самоуничижение
Низкопоклонство
Чинопочитание
Подберите синонимы к словам
унижаться
унижение
Слайд 13Что в рассказе «Толстый и тонкий» вызывает особую горечь и
неприятие?
Является ли толстый непосредственным начальником тонкого?
Какова причина перемены настроения тонкого?
Есть
ли у тонкого какие-либо причины угодничать перед толстым?
Зачем же он унижается?
Слайд 14Природа смешного
С какими приёмами комического мы встречаемся в рассказе «Толстый
и тонкий»?
Юмор – это …
Сатира – это …
Антитеза – это
…
Приведите примеры из текста
Что лежит в основе комического?
(противоречие)
Слайд 15Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?
Как
вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой
мелкий чиновник?
Что позволяет так думать?
Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
Слайд 16Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – это сатирическое произведение
Рассказ
занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен
крупному произведению (лаконизм).
Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
Слайд 17Итоговое тестирование
1. К каким произведениям относится рассказ А.П.Чехова «Толстый и
тонкий»?
Трагическим
Драматическим
Юмористическим
Слайд 18Итоговое тестирование
2. Лаконизм – это
Внимание к мелочам и деталям
при описании
Краткость и чёткость в выражении мысли
Незаконченность произведения
Использование народных выражений
в речи
Слайд 19Итоговое тестирование
3. В основе комического (юмора, сатиры) всегда находится…
Повествование
Рассуждение
Описание
Противоречие
Слайд 20Итоговое тестирование
4. Тонкий ещё в детстве был неискренним, он часто…
попрошайничал
обманывал
одноклассников
устраивал истерики
ябедничал
Слайд 21Итоговое тестирование
5. Какой деталью подчёркивается то, что сын тонкого
тоже «приятно ошеломлён»?
Он снял фуражку
Он надел фуражку
Он уронил фуражку
Слайд 22Выводы по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Ситуация доведена писателем до
абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни,
в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Слайд 24Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на
себя, как вы плохо и скучно живёте.
Самое главное, чтобы люди
это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.
А.П.Чехов
Слайд 25 Список литературы:
Бычков Ю.А. Просто Чехов/Ю.А.Бычков. – М.: Музей
человека, 2008
.Громов М.П. «Чехов».- М.: Молодая гвардия, 1993.
Чехов М. П.
«Вокруг Чехова: Встречи и впечатления». - М.: Моск.рабочий, 1980
.Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Дет. лит., 1982
.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 класс. vSCHOOL.ru
httphttp://http://fileshttp://files.http://files.schoolhttp://files.school-http://files.school-collektionhttp://files.school-collektion.http://files.school-collektion.eduhttp://files.school-collektion.edu.http://files.school-collektion.edu.ruhttp://files.school-collektion.edu.ru/http://files.school-collektion.edu.ru/catalog
Электронный ресурс Беленький Г.И. Учебник-хрестоматия для7 класса общеобразовательных учреждений.
В двух частях. Под ред. Беленького Г.И. – 6-е изд., перераб. – М.:Мнемозина, 2005