Слайд 1Исследование на тему
«Роль эпитета «золотой» в стихотворениях Сергея Есенина»
Учитель русского
языка и литературы
Борисова И.В.
Слайд 2Проблема: в современном обществе растёт интерес к поэзии и особенно к
творчеству С.Есенина. Гуманизация образования способствует развитию интереса к поэтическому слову
Есенина, усвоению особенностей лингвистического анализа поэтического текста.
Цель: исследование поэтического текста, развитие творческого воображения, изучение изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур.
Задачи: изучение творчества С.Есенина, формирование умений лингвистического анализа текста, исследование особенностей использования эпитета «золотой»в стихотворениях Есенина.
Вывод: работа над данной темой помогла увидеть и почувствовать не только образную сторону произведений, но и красоту поэтического слова, проникнуть в «секрет» обаяния стихотворений Есенина.
Слайд 3план
1. Эпитет как образное определение предмета или действия.
2.Эпитеты в поэзии
Сергея Есенина.
3.Эпитет «золотой» в лирике С.Есенина.
«Отвори мне, страж заоблачный…»
«Спит ковыль.
Равнина дорогая…»
«Отговорила роща золотая..»
«Табун».
4. Вывод
Слайд 4Эпитет
Эпитет — это образное определение предмета или действия: В переводе
с греческого эпитет (epitheton) — это приложение; он как будто
прилагается к предмету или действию в качестве его яркой, образной характеристики. В роли эпитетов чаще всего выступают имена прилагательные: синий вечер, буйная молодость, чахоточный свет луны (С. Есенин). Однако эпитетом может быть наречие, выступающее в роли обстоятельства: звонно чахнут тополя (С. Есенин), а также существительное: край дождей и непогоды...; ивы — кроткие монашки (С. Есенин). Эпитетом является не каждое определение, а только то, которое обладает выразительной силой, образностью.
Слайд 5Эпитеты в поэзии Сергея Есенина.
В поэзии Сергея Есенина эпитеты занимают
особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его
лирики, особенности языка и стиля поэта. Эпитеты Есенина весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались. В ранний период творчества Есенин в качестве эпитетов нередко использовал различные устойчивые выражения разговорного языка:
«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», «Уронил кольцо милашки», «Пусть порой мне шепчет синий вечер…»
Слайд 6Эпитет «золотой» в лирике С.Есенина.
Особо значим у поэта эпитет "золотой".
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Сергея Есенина,
обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотой лягушкой луна", «золотой бревенчатой избы».
Обращает на себя внимание особое пристрастие Есенина к некоторым эпитетам. Так, Е.М.Галкина-Федорук подметила, что излюбленными для него являются определения "голубой", "синий" и "золотой".
Слайд 7Отвори мне, страж заоблачный…
Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня.
Белый ангел этой полночью
Моего увел коня.
Богу лишнего не
надобно,
Конь мой - мощь моя и крепь.
Слышу я, как ржет он жалобно,
Закусив златую цепь.
Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца,
Шерсть буланая в туман.
Слайд 8В стихотворении С.Есенина мы встречаем эпитет «златую цепь» он говорит
нам о том значении, какое имеет конь для лирического героя.
Здесь «златая» в значении «дорогая, драгоценная». Только такой цепью можно было пленить резвого скакуна.
Сам конь является олицетворением силы, свободы, не случайно и шерсть у коня « буланая» (светло-желтая, как толкуется в словаре С.И. Ожегова), а значит золотистая. Таким образом, цветовые эпитеты помогают нам понять чувства поэта, а они могут быть разными: грустными, радостными, волнующими.
Слайд 9«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
И теперь, когда вот новым светом
И моей
коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
В строках,
взятых из стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» у слова «изба» два определения.
Однако эпитетом является только слово «золотой», т.к. выражение «бревенчатая изба» не является образным и прилагательное в нём не подвергается смысловой трансформации, а используется в прямом значении: изба из брёвен. А вот слово «золотой», определяя существительное «изба», теряет прямое значение, воспринимается метафорически, обозначая «дорогой, бесценный, родной, важный». Таким образом, создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении
Слайд 10«Отговорила роща золотая…»
Если эпитет образован на основе переноса предмета по
смежности, то он называется метонимическим.
Березовым веселым языком…»
Слайд 11«Табун».
Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото –
серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун».
Зелёная картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленная в золотую; синяя – те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».
В холмах зелёных табуны коней
Сдувают ноздрями златой налёт со дней.
С холма высокого в чернеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Храпя в испуге на свою же тень,
Качая гривами, они ждут новый день.
Слайд 12Вывод
Цветовая гамма в стихотворениях поэта способствует передаче тончайших настроений, придает
романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета синий, голубой, в
том числе золотой, усиливают ощущение необъятности просторов России. Золотой блеск переливается в его стихах: «Сердце - глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви - голова». Поэзия Сергея Есенина нас покоряет удивительной гармонией чувств, метким словом, яркими образами.
Слайд 13Список литературы
Собрание стихотворений Есенина, «ЭНИ», Москва, 1926-1927 гг;
Ю.Прокушев Сергей Есенин:
Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985г.
А.Захаров Поэтика Есенина. М., 1995г.
Русская литература
XX века, 11 класс, «Дрофа», Москва, 2005 г;
Газета «За партой», 2010 год, Москва.