Слайд 1
Презентация
ученика 9а класса Соколова Данила
Учитель Фролова Людмила Ивановна
МОУ СОШ №9
г.Карабаново
Роль художественной детали
в рассказе А.П.Чехова "Кошмар"
Слайд 2…выберите молитвенника за Землю Русскую. Не ищите мудрого, не ищите
учёного. Вовсе не нужно хитрого и лукавого. А слушайте, чья
молитва горячее ─ и чтобы доносил он Богу скорби и напасти горькой земли нашей, и молился о ранах, и нёс тяготы её.
В.В. Розанов
Слайд 3 В 1913 году Корней Чуковский писал о Чехове:
«Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы
она стала умнее, человечнее, радостнее».
Чехов ─ один из тех, кого называют совестью народа.
Он просто и доступно для каждого умел говорить о проблемах России. Судьба страны складывается из судеб каждой семьи, каждого человека. Понимая это, писатель-гуманист думал о том, чтобы рядом с каждым обеспеченным человеком стоял человек с молоточком, напоминая о том, что сотни униженных и оскорблённых не могут накормить своих детей; невежество, грязь и пошлость жизни губят чистые души. Свои ощущения он воплотил в незабываемые образы многочисленных персонажей рассказов, которые составили сборник «В сумерках».
Слайд 4Одним из самых современных, на мой взгляд, произведений малой формы
является рассказ «Кошмар». Проблемы, поднятые Чеховым в этом рассказе, не
решены до сих пор. Название определяет то состояние, в котором прозябала Россия конца шестидесятых годов ХlХ века. Отношение к образованию и медицинскому обслуживанию ─ показатель того, насколько нравственно государство и духовно общество.
Слайд 5
Особенностью произведений Чехова являются лаконичные
и ёмкие названия, определяющие настроение, идею и авторскую позицию.
«Кошмар» ─ слово, по словарю С. И. Ожегова обозначающее 1)тяжёлый сон с гнетущими видениями, 2) нечто тягостное, неприятное, отвратительное.
Из этимологического словаря узнаём, что слово заимствовано из французского языка в ХlХ веке и является сложным заимствованием, образованным на базе латинского сalсarе ─ «наступать, давить» и нововерхненемецкого mага ─ « кошмар».
Слайд 6 Каков смысл названия? В самом
рассказе это слово не упоминается ни разу. Поразмышляем: антонимом к
слову «кошмар» является слово «покой». У друга А.П. Чехова, художника И. Левитана, есть удивительная философская картина ─ «Над вечным покоем». На берегу большой реки, символизирующей жизнь, кладбище с покосившимися крестами, церковка. И над этим вечным покоем ─ высокое небо, напоминающее о вечном обновлении жизни. Какой она будет? Это зависит от веры каждого живущего на земле.
Слайд 8 В рассказе два главных героя:
Кунин Павел Михайлович, молодой человек лет тридцати, вполне обеспеченный, наделённый
полномочиями; и священник отец Яков, униженный бедностью и грузом свалившихся на него проблем: земская школа должна стать церковноприходской, но средств на её содержание у него нет. Помочь в этом хлопотном деле должен Кунин, непременный член по крестьянским делам присутствия.
Слайд 9Обычно Чехов рисует не столько портреты, сколько силуэты. Каждая
деталь несёт смысловую нагрузку. Автор наделяет Духовного отца непритязательной внешностью.
Глазами Кунина смотрим мы на священника: «Какое аляповатое бабье лицо!»─ думает он. Детали портрета отца Якова подтверждают его внешнюю непривлекательность: «вздёрнутый нос», «ярко-красные щёки», «большие, серо-голубые глаза с жидкими, едва заметными бровями», «длинные рыжие волосы», «реденькая, никуда не годная бородка». Да и ряса на нём «цвета жидкого цикорного кофе с большими латками на обоих локтях». Создаётся впечатление, что отец Яков вздумал загримироваться под священника.
Слайд 10 Священник производит неприятное впечатление на Кунина, который называет его про
себя «странным субъектом». И в этих словах истина: странный и
странник ─ слова однокоренные. Священник, действительно, напоминает странника-правдоискателя. Но Кунин, глядя на его обрызганные грязью полы
одежды, позволяет себе говорить с ним высокомерно и даже развязно.
Слайд 11 ». Кунин делает вывод:
─Малый, как видно, не из очень умных…
Не в меру робок и глуповат, он следил за лицом священника, но оно «было бесстрастно, неподвижно и ничего не выражало, кроме застенчивой робости и беспокойства».
После того как он предлагает чаю с крендельками и священник с аппетитом пьёт чай, да ещё и второй кренделёк, откусив, кладёт в карман, Кунин с неприязнью думает:
─Какой странный, дикий человек… Грязен, неряха, груб, глуп и, наверно, пьяница… Боже мой, и это священник, духовный отец! Это учитель народа!
Внутренняя речь Кунина ─ жестокая инвектива. Кроме того, он словно и ответственность с себя снимает, говоря, что не земство, а духовные власти подняли вопрос о церковно-приходских школах. Они должны и средства указать.
Слайд 12 Кунин представил себя попом,
образованным и любящим своё дело:
«У меня давно бы уже была школа. А проповедь? Если поп искренен и вдохновлён любовью к своему делу, то какие чудные, зажигательные проповеди он может говорить!» ─ закрыв глаза, он начал мысленно слагать проповедь. «Дам тому рыжему, пусть прочтёт в церкви»,─ размышляет он самодовольно и пренебрежительно. Заметим, что слова «зажигательные» и «проповеди» относятся к разным стилистическим пластам, что создаёт комический эффект, и мы с первых же строк рассказа не доверяем внешне благочестивому Кунину. Его резкость, грубость, нетерпимость по отношению к духовному лицу несовместимы с его положением; да и просто христианское, человеческое отношение не допускает не только низких слов, но и мыслей.
Слайд 13Неподвижное лицо отца Якова читателю напоминает лики святых. Обратим внимание
на то, что в авторской речи не встречается неуважительных слов
по отношению к духовному лицу, хотя у А. П. Чехова было непростое отношение к религии.
Слайд 14 А в воскресенье Кунин едет в
Синьково, «покончить с вопросом о школе и, кстати, познакомиться с
церковью, прихожанином которой он считался».
Безысходным бюрократизмом веет от этих слов. Кстати, слово «покончить» имеет лексическое значение «доведя до конца дело, освободиться от кого-либо, чего-либо».
Слайд 15 Детали пейзажа, следующего за описанием намерений Кунина, напоминают картину художника-передвижника
А.К. Саврасова «Грачи прилетели», ставшую символом эпохи в изобразительном искусстве.
По определению Б. Асафьева, художнику свойственна «тончайшая глубоко-мелодическая чуткость». Готовая опушиться верба ─ метафора вечного воскресения жизни. Вербное воскресенье празднуют с веточками вербы.
Оно предшествует Светлому Воскресению Пасхи, главному событию православного года. В создании поэтической метафоры играют роль склонённые берёзы, в ветвях которых вьют гнёзда грачи. Для А. П. Чехова эти первые весенние птицы были вестниками оттепели, не случайно один из его псевдонимов ─ Грач.
Слайд 16 Полюбуемся весенним пейзажем вместе
с чеховским героем: «Несмотря на распутицу, утро было великолепное. Солнце
ярко светило и резало своими лучами кое-где белевшие пласты снега. Снег на прощанье с землёй переливал такими алмазами, что больно было глядеть, а около него спешила зеленеть молодая озимь. Грачи солидно носились над землёй. Летит грач, опустится к земле и, прежде чем стать прочно на ноги, несколько раз подпрыгнет…»
В природе всё идёт своим чередом. Весна─ время обновления. Хочется верить, что зелёные росточки ─ это начало новой жизни не только в природе, но и в человеческом обществе. На мой взгляд, эта картина ─ ключ к пониманию смысла чеховского рассказа: свежий ветер весны принесёт перемены.
Слайд 17 Но отрадной картине природы
противопоставлена другая ─ она убога и мрачна. Здесь всё словно
в сумерках:
«Деревянная церковь…была ветха и сера; колонки, когда-то выкрашенные в белую краску, теперь совершенно облупились и походили на две некрасивые оглобли. Образ над дверью глядел сплошным тёмным пятном. Эта бедность тронула и умилила Кунина.» Но его благостное настроение «рассеялось в дым», как только он увидел отца Якова. Показное смирение не позволяет ему улыбнуться над жалким облачением священника, одетого в длинную-предлинную ризу из какой-то потёртой жёлтой материи. Неопределённое местоимение «какой-то» не случайно: так стара и ветха была риза, а в церкви так темно, что невозможно было определить, из какого материала она была сшита. Вероятно, её надевал ещё отец Авраамий.
Слайд 18 Кунина удивило то, что в церкви не было «юности и
мужества», но это был «маленький оптический обман»,─ иронизирует автор,─ молодых
он принял за старых. Кстати, он не придал этому значения. Но это немаловажная деталь в чеховском рассказе: Вероятно, таким непосильным, выматывающим тело и душу был труд, что люди старели раньше времени.
Слайд 19 Несмотря на солнечное утро, в церкви стояли
сумерки. Она становится воплощением страдания народа русского. Люди обеспеченные, подобные
Кунину, только «считаются» прихожанами церкви, не помышляя о том, что здесь нужна их помощь, а потому слова Кунина кажутся высокопарными и неискренними, фарисейскими: «Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться… Как в Риме у Св. Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота».
Слайд 20Но благостное настроение Кунина «рассеялось в дым», когда он увидел
и услышал больного и глухого дьячка, с его болезненным голосом,
одышкой. Отец Яков, недавний семинарист, ещё не усвоил манеру служить. Кунин сетует на то, что попы не соответствуют своему назначению, и объясняет падение религиозного чувства именно этим.
Фразеологизм «рассеялось в дым» не случаен: Кунин во время службы трижды выходит на крыльцо церкви покурить. Наречие «трижды» тоже несёт смысловую нагрузку, ведь это символ Святой Троицы, но в данном случае оно определяет действие, далёкое от святости.
Слайд 21Иные краски находит Чехов, чтобы показать сущность отца Якова, автор
даёт возможность увидеть не только внешнюю сторону жизни священника. Через
описание жилища передаётся истинное служение людям: дом отца Якова отличался от крестьянских изб лишь тем, что на окнах белели занавески, более того, в светлой комнате был глиняный пол. Обстановка была до того скудная, что даже гвоздик, на который он вешал свою шляпу, был «уродливым».
Слайд 22 В доме отца Якова не нашлось даже чаю. О чём
это говорит? В данном случае только о том, что священник
во всём ограничивает себя и свою семью, чтобы уложиться в скудное жалованье.
Вспоминается картина русского художника-передвижника В.Перова «Чаепитие в Мытищах», на которой сытый, с аппетитом пьющий чай батюшка старается не замечать нищего слепого инвалида и ребёнка, одетого в лохмотья.
Слайд 23 «Совестно», «стыжусь», «стыдно», «
по совести»─ вот слова, определяющие отношение Отца Якова к делу,
к людям. Он не ропщет на Бога, во всём, что ему пока не удаётся сделать, винит только себя. Отец Яков ещё очень молод: ему всего двадцать восемь лет. Своей чуткой душой он все беды прихожан принимает как свои. Не говоря высоких слов, служит людям, сочувствуя докторше, которая вынуждена полоскать бельё в холодной воде; помогает бывшему священнику синьковской церкви отцу Авраамию: «Не могу я допустить, чтоб он, при своём сане, пошёл милостыню просить! Мне ведь грех будет, ежели что!»
Чехов подчёркивает сущность своего героя фамилией Смирнов, которая, без сомнений, произошла от слова «смирный», да и имя священника Яков означает «идущий по стопам Бога».
Слайд 24 Фамилия «непременного члена» тоже говорящая: слово
«куна», по словарю В. И. Даля, означает «денежный знак», когда
куньи и собольи меха заменяли деньги; у этого слова есть омоним со значением «оковы, железная цепь или железный ошейник».
В фамилии-характеристике чеховского персонажа совпадают значения обоих слов: господин, размышляющий о судьбе России, её народе, его учителях, словно окованный железной цепью бюрократической системы, перестаёт быть человеком, не желает ничем жертвовать ради спасения родины.
Слайд 25 Чехов призывает пробудиться от кошмара
и подумать о возрождении духовных ценностей. Люди становятся бледными тенями
именно потому, что не имеют ни качественного образования, ни медицинского обслуживания, ни достойной оплаты труда. Кажется, у них нет будущего. Но писатель верит в будущее Родины: придёт весна ─ прилетят грачи, станут хлопотать, обустраивая свои гнёзда. Так и люди, пробудившиеся от кошмара, начнут работать ради будущего.
Одним из тех, кто поможет им понять главную заповедь «Возлюби ближнего своего», станет отец Яков. Он деятелен и сострадателен, к нему искренне тянутся и молодые, и старые. Он ─ воплощённая совесть, пример пастыря, ступившего на стезю служения Богу. Хочется верить, что ему удастся пробудить совесть благонамеренных господ, способных на деле, а не только на словах любить Россию.
Слайд 26Школа, построенная
А.П. Чеховым.
Сам А.П.Чехов был не только талантливым писателем,
замечательным доктором, но и человеком, понимающим, что будущее России зависит
от того, насколько разумным будет отношение к школе. В письме к А.С. Суворину от 26 июня 1899 года писал: « Я выстроил три школы, и считаются они образцовыми». Писатель на строительство их переводил собственные деньги.
Слайд 27
В нашем городе Карабанове возрождается храм Святой Троицы,
разрушенный в 30- ые годы ХХ века. Возрождённый,
он должен стать центром духовного обновления города. Хочется верить, что священник донесёт представление об истинных ценностях до своей паствы.
Слайд 28
Книги А.П.Чехова, «великого жизнелюбца, неутомимого строителя, человека несгибаемой воли,
щедрого озеленителя земли, скромного в своём величии, застенчивого в своём
героизме», современны. Они вдохновляют перестроить свою планету для грядущего счастья.