Слайд 1Роль внесценических лиц и ремарок в комедии Н.В Гоголя «Ревизор»
Слайд 2Немного из истории…
Гоголь начал работу над комедией 7 октября 1835
года
Сюжет подсказал Пушкин
Закончил работу 3 декабря того же года
Премьера состоялась
в апреле 1836 года
Имела 5 редакций
Слайд 3Внесценические персонажи
Это персонажи, которые не появляются на сцене, но о
них говорит автор и другие герои
Слайд 4Андрей Иванович Жмыхов
∙ Первого внесценического персонажа мы встречаем на первых
страницах комедии. Это Андрей Иванович Жмыхов. Он старый друг городничего,
который, как раз, написал письмо, из которого мы узнаём новость, ставшую главной темой всей комедии. «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд…» Понятно, что Жмыхов не просто знакомый городничего, а его хороший, проверенный друг, который очень хорошо знает городничего, его привычки и «грешки».
Слайд 5Отец Хлестакова
∙ Одним из внесценических персонажей является отец Хлестакова. Так
из монолога Осипа мы узнаём, что Хлестаков чиновник, «елистратишко», живёт
в Петербурге на отцовские деньги. «Батюшка пришлёт денежки, чем бы их попридержать − и куды!.. пошёл кутить», − осуждает Осип своего барина. Хлестаков даёт такую же характеристику своему отцу: «… мой отец упрям и глуп…, как бревно. Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга». Можно предположить, что отец догадывается, какой образ жизни ведёт его сын, и приказывает ему вернуться домой. По-видимому, отец-то − серьёзный человек, рассудительный.
Слайд 6Кухарка Маврушка
∙ Ещё один персонаж, о котором говорится в пьесе,
но которого зрители не видят, − это кухарка Хлестакова. В
сцене вранья Хлестаков настолько завирается, что проговаривается: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…». Эта фраза помогает понять, как беден Хлестаков: кухарка у него роль и слуги, и дворецкого, живёт он на четвёртом этаже. Но ни чиновники, ни городничий этого не слышат.
Слайд 7Иван Васильевич Тряпичкин
Среди внесценических героев мы можем отметить ещё одного
человека. Иван Васильевич Тряпичкин, который живёт в Санкт-Петербурге, «в Почтамтской
улице, в доме под нумером девяносто седьмым, поворота на двор, в третьем этаже, направо». Именно ему Хлестаков спешит сообщить о том, как его, «по петербургской физиономии и по костюму весь город принял за генерал-губернатора». Тряпичкин, по-видимому, давний приятель Хлестакова, с которым они «бедствовали, обедали на шерамыжку…». Теперь он пишет статейки, вот Хлестаков и предлагает ему материал, давая характеристики каждому из героев.
Слайд 8Ремарка
Ремарка (от французского примечание, заметка) − пояснение, даваемое автором в
тексте драматического произведения. Ремарки адресованы читателям, режиссёрам, исполнителям. Часто ремарки
содержат указание на возраст, комментируют поведение, жесты, интонации, темп речи, особенности дикции действующих лиц.
Слайд 9Роль ремарок
Драматурги предают ремаркам особое значение. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» открывается
афишей, где названы действующие лица, автор подробно описывает характеры и
костюмы персонажей и добавляет «Замечание для господ актёров», уточняя смысл примечаний, данных по ходу пьесы, и особенно − финальной «немой» сцены.
Слайд 10В пьесе Гоголя «Ревизор» 338 ремарок
В ранних отечественных драматургических произведениях
ремарки были очень скупыми (например, в «Недоросле» Д.И.Фонвизина). Но в
начале ХIХ века стали появляться произведения с так называемыми беллетрезированными ремарками, то есть содержащими развёрнутые описания.
Слайд 11Ремарки бывают
Технические (поднять \ опустить занавес)
Указания на движение и жесты
(хватаются за голову)
Слайд 12I действие, 8 явление.
Городничий: (робея). Извините, я, право, не виноват.
На рынке у меня говядина всегда хорошая…
Городничий: (в сторону). Славно
завязался узелок! Врёт, врёт − и нигде не оборвётся. А ведь какой невзрачный, низенький, кажется − ногтём бы придавил его.
Слайд 13IV действие, 5 явление.
Лука Лукич: (от испуга выронив сигару, плюнул
и, махнув рукой, про себя). Чёрт побери всё! Сгубила проклятая
робость!
Чувство страха у городничего сменяется чувством злости, досады на самого себя, когда он узнаёт, что Хлестаков − никакой не ревизор.
Слайд 14Немая сцена
Городничий посередине в виде столба с распростёртыми руками и
закинутою назад головою. По правую сторону его жена и дочь
с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращённый к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший выражение губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся к зрителям с прищуренным глазом и едким намёком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися друг к другу движениями рук, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается.