Разделы презентаций


Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник

Содержание

Цели и задачи Цель – понять особенности позиции древнерусского книжника, для того чтобы яснее представлять своеобразие древнерусской словесности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник

Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник

Слайд 2Цели и задачи
Цель – понять особенности позиции древнерусского книжника, для

того чтобы яснее представлять своеобразие древнерусской словесности.

Цели и задачи Цель – понять особенности позиции древнерусского книжника, для того чтобы яснее представлять своеобразие древнерусской

Слайд 3
Задачи:
Сопоставить жития Кирилла Белозерского и Евфросина Синозерского для того,

чтобы найти то общее, что было обязательным для древнерусского книжника
а)

повествование о том, что было на самом деле. Древнерусский книжник – писатель-историк;
б) следование традициям написания жития;
в) отношение к авторскому труду, как к долгу; написание жития было святым долгом для автора жития Евфросина Синозерского, как для каждого древнерусского книжника было делом жизни ;
Задачи: Сопоставить жития Кирилла Белозерского и Евфросина Синозерского для того, чтобы найти то общее, что было обязательным

Слайд 4Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского
Совершение подвига Евфросином Синозерским
2012

1612

Историческая шкала
Актуализация темы

Чествование памяти святого преподобного Евфросина СинозерскогоСовершение подвига Евфросином Синозерским 2012 1612Историческая шкалаАктуализация темы

Слайд 52009
1650
1450
1396



Написание жития Евфросина Синозерского
Написание жития Кирилла Белозерского
Написание жития Стефана Пермского

1417
Написание

жития Сергия Радонежского

2009165014501396Написание жития Евфросина СинозерскогоНаписание жития Кирилла БелозерскогоНаписание жития Стефана Пермского1417Написание жития Сергия Радонежского

Слайд 6Сопоставление рассуждений авторов о тех трудностях, которые ждут человека, приступающего

к написанию жития
Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века

«… Если даже древним писателям нелегко было, трудно было писать жития тех святых и повествования о них в подробностях, по причине высоты их жизни и любви к Богу, то теперь, в нашем нынешнем роде, кто способен поведать житие и по достоинству восславить тех, чью жизнь сами ангелы, удивившись, похвалили…»

Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века
«Кто бо доволен, аще и мудр по достоянию похвалите святых похваливших Богови, и жития их чюдеса подробну исписать, превосходя бо человеча разума, многострадалное святых житие, яко и самем ангелом житию их дивитися. Кто же тот человек по достоянию их похвалити возможет, похвалка бо праведным от Бога и слава им от вышнего».

Сопоставление рассуждений авторов о тех трудностях, которые ждут человека, приступающего к написанию житияЖитие Кирилла Белозерского. Сер. XV

Слайд 7Сопоставление объяснений авторами причин, побудивших приступить к написанию жития
Житие Кирилла

Белозерского. Сер. XV века
«Потому еще славим мы святых,

что и других хотим возвести к их великой красоте и любви к Богу. Ведь слушающие эти похвалы и внимательно, как и те, внимающие Богу, благодаря им становятся богоприятными, так что от самих этих повестей получают обильную пользу и большой прибыток…»

Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века
«…Яко да незабвенни будут преподобнаго сего отца Евфросина труды и подвиги прешествии многих лет».
«… На предлежащую прейдем повесть, оуже бо прииде время, еже предложите вашей любви словесную и сладкую пищу, полну душевной ползы…»

Сопоставление объяснений авторами причин, побудивших приступить к написанию житияЖитие Кирилла Белозерского. Сер. XV века  «Потому еще

Слайд 8Сопоставление отношений авторов житий к святым, которым они посвящали свои

жития
Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века

«… Ныне

нами восхваляемый представляет собой всесветлую причину настоящего слова… Кто-нибудь может подумать, поскольку я из другой земли, то и не знаю хорошо о святом. И правда, своими глазами ни этого блаженного, ни того, что вокруг него происходило, я ведь не видел, но и далеко находясь, я слышал о святом… Усердием и любовью к святому, словно неким длинным арканом влекомый путь я прошел и обители святого достиг».

Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века
«Мы же оубо на всяк день и час, держаще в руках своих, почитаем житие его, возревнуем его добродетелем, написующе в сердцах своих святое его еже по Бозе жительство… Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей».

Сопоставление отношений авторов житий к святым, которым они посвящали свои житияЖитие Кирилла Белозерского. Сер. XV века

Слайд 9Летописная повесть об убийстве Бориса и Глеба
Житие Александра Невского
Жития Стефана

Пермского,

Сергия Радонежского,

Кирилла Белозерского
Житие Евфросина Синозерского

Летописная повесть об убийстве Бориса и ГлебаЖитие Александра НевскогоЖития Стефана Пермского, Сергия Радонежского, Кирилла БелозерскогоЖитие Евфросина Синозерского

Слайд 10Что узнали мы о древнерусской литературе, сопоставляя жития
«Русской литературе без

малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы.

Её начало восходит ко второй половине X века». (Д.С. Лихачёв)
«Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…» Кирилл Белозерский, Евфросин Синозерский. «История не сочиняется, сочинение со средневековой точки зрения – ложь». (Д.С. Лихачёв)
«Древнерусский писатель по большей части именно историк». (Д.С. Лихачёв)
«Основными хранителями и переписчиками в Древней Руси, как правило, были монахи». (В.В. Кусков)
«Древнерусская литература была рукописной. Печатного станка не было. Книги переписывались от руки, очень много времени, сил уходило на переписывание одной книги, поэтому книгой дорожили, её берегли как что-то драгоценное, как святыню. К книге приступали «с чистыми руками» - трепетно». (акад. А.Н. Панченко)



Что узнали мы о древнерусской литературе, сопоставляя жития«Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых

Слайд 11Литература носила анонимный характер. Известными остались имена таких авторов: Нестор,

Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Епифаний Премудрый… Пахомий Серб… инок Иона

Филиппов Суровцын.
Житие было распространенным жанром и любимым чтением, так как память праведников сохранялась с благодарностью и любовью.
Житие писалось по традиции, по образцам, по канону; этого придерживался и автор жития Евфросина. Просьба об благословлении, вступление, сообщение биографических сведений о святом, описание его подвига, заключение – традиционны. Житие оканчивалось молитвой, описанием посмертных чудес.
Сопоставление житий помогает увидеть, что жить – всегда было трудно, что были периоды, когда само существование России было под угрозой. Поэтому литература и не была развлекательной. Она говорила о совести, взывала к совести, охраняла память о праведниках, учила доброму поведению, милосердной любви.
Автор жития не просто старался остаться в тени, но и просил о снисхождении, прощении, главным для него было сохранить во времени светлый облик святого. Поэтому автор просил вносить дополнения и поправки.

Литература носила анонимный характер. Известными остались имена таких авторов: Нестор, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Епифаний Премудрый… Пахомий

Слайд 12Нравственный подвиг древнерусского книжника
Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан во вступительной

статье к житию Кирилла Белозерского в 1997г. писал:
«Жизнь

каждого человека на Земле – великая тайна для окружающих».
Поэтому, наверное, так сложно нам понять друг друга и обстоятельства нашей жизни, что мы часто оказываемся оторваны от традиций. Древнерусский книжник напоминает нам об этом. Равняясь на святого, он поневоле сам также совершал свой жизненный подвиг, выполнял свой святой долг – писал житие – берег, сохранял память о праведнике для вечности.
Нравственный подвиг древнерусского книжникаЕпископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан во вступительной статье к житию Кирилла Белозерского в 1997г.

Слайд 13Вывод
Мы считаем, что цель наша достигнута. Сопоставляя позиции

авторов Жития Кирилла Белозерского и Жития Евфросина Синозерского, мы стали

лучше представлять себе своеобразие древнерусской словесности, для которой сохранение памяти о праведнике было самым важным делом.


Вот оно, место молитвенного подвига человека XVII столетия… «коленочки Евфросина»

Вывод  Мы считаем, что цель наша достигнута. Сопоставляя позиции авторов Жития Кирилла Белозерского и Жития Евфросина

Слайд 14Безмолвные свидетельства молитвенного подвига Евфросина Синозерского

Безмолвные свидетельства молитвенного подвига Евфросина Синозерского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика