Слайд 1Муза мести и печали. Николай Алексеевич Некрасов
Подготовила Бабкевич Нина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
г.Череповец
Слайд 2В поэзии раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной
эпохи- представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада
крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.
Слайд 3Муза мести и печали ,как и муза Некрасова, «была печальной
спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков».
Не
случайно поэтому многие картины молодых художников по своей теме и исполнению были чрезвычайно близки творчеству Некрасова.
Слайд 4Лирика Некрасова
Лирика Некрасова — новый этап в развитии русской поэзии.
Слайд 5Основные темы поэта
Некрасов описывает каторжный труд и нечеловеческие условия существования
бедняков.
Печаль и гнев- вот основный чувства, вложенные Некрасовым в
стихи о народе, искреннее желание изменить судьбы страдающих людей.
Некрасов был заступником народа, служил ему.
Слайд 6Основные стихотворения
Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в
обществе нашли свое отражение в стихотворении «Поэт и гражданин», ставшем
поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта-гражданина, общественного деятеля:
Слайд 7Стихотворение «Поэт и гражданин"
Иди в огонь за честь
отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь
недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
Слайд 8Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана
с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и осуждает
уклонение от решения общественных проблем:
Слайд 9Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Слайд 10Сатирическим осуждением проникнуто одно из наиболее известных стихотворений- «Размышления у
парадного подъезда», резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда»
Слайд 11Владельцу роскошных палат, считавшему “жизнью завидною волокитство, обжорство, игру”, поэт
противопоставляет жизнь крепостных Противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой
изобразительной силой поэт показывает наглядно примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:
Слайд 12...некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишко худой на
плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и
кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых...
Слайд 13Крестьяне в стихотворении еще забиты и покорны:
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: “Суди его Бог!”,
Разводя безнадежно руками,
И покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
Слайд 14Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов,
тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение
завершается авторским раздумьем о судьбах России:
Слайд 15“Ты проснешься ль, исполненный сил?”
Слайд 16Цикл стихотворений
Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя
единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей,
способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл.
Слайд 17Стихотворение «Памяти Добролюбова»
В стихотворении «Памяти Добролюбова», одном из лучших в
этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает
черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:
Слайд 18Стихотворение «Памяти Добролюбова»
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для
свободы,
Но более учил ты умирать.
Слайд 19Духовную чистоту, веру в высоки идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов
раскрывает в следующих строках:
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал,
ты чистоту хранил...
Как женщину, ты родину любил...
Слайд 20Вывод
Таким образом, можно сказать, что Николай Некрасов широко раздвинул границы
лирики. Мы видим, что не только личные переживания стали