Слайд 1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
XVIII ВЕКА
Подготовила Борисова Алёна Хасановна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Алгасовской СОШ
Слайд 2Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений,
которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра
I.
С начала XVIII века старая Московская Русь превращается в Российскую империю. Пётр I вводил то новое, что он считал необходимым для государства.
Слайд 3 Литература этого времени ещё носит на себе печаток
старины: литературные произведения XVIII века существуют и распространяются
чаще всего не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени, жанры наследуются в основном от XVII века —это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в эти старые формы, постепенно изменяя их, вливается новое содержание, внесённое в жизнь петровскими преобразованиями.
Слайд 4 Вторая треть XVIII века — важный
период в развитии русской литературы
Появились выдающиеся деятели русской художественной литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, т. е. в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно – художественные черты.
Слайд 5Литературные направления
XVIII века
Слайд 6 Основным направлением стал классицизм
(от лат. classicus
— образцовый).
Представители этого направления провозгласили высшим
образом художественного творчества Древней Греции и Рима.
Эти произведения были признаны классическими, т.е образцовыми, и писателям предлагалось подражать
им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения.
Слайд 7 Художник, по мысли
основоположников классицизма,
постигает действительность, чтобы
затем отобразить
в своем творчестве
не конкретного человека с его
страстями, а тип человека
– миф.
Если это герой — то без недостатков,
если персонаж сатирический — то до конца смешной.
Слайд 8
Классицизм не допускал смешения «высокого»
и «низкого», а потому между жанрами (например, трагедией и комедией)
устанавливались границы, которые не нарушались.
Слайд 9Особенности русского классицизма
Русский классицизм зародился и развивался на
самобытной почве. Он отличался сатирической направленностью и выбором национальной и
исторической темы.
Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде.
Слайд 10
Создателем жанра оды в
русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П.
Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы «учить» их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале — их героями были деятели отечественной истории.
Слайд 11С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление
— сентиментализм
В центре изображения поставили повседневную жизнь простого
человека. Его личные душевные переживания. Его чувства и настроения.
С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н. М. Карамзину (повесть«Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» ) . В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво.
Слайд 14 Русский писатель Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского
князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. По
матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра I, Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал «злонравных» дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных...» , «О воспитании», «На человеческие злонравия вообще...» и др.) .
Слайд 15 1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен
русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его
литературный талант. Он много пишет и переводит.
А. Кантемир написал также религиозно- философское произведение
«Письма о природе и человеке» .
Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском
греческом монастыре.
Слайд 17
Поэт и филолог Василий
Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Образование получил
в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г. бежал за границу, в Голландию, позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал богословие, математику и философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним из самых образованных людей своего времени и первым русским академиком. В том же году издал первое печатное произведение— «Езда в остров любви» , перевод старинной книги французского автора. Были там и стихи самого Тредиаковского. Издание сразу сделало его знаменитым, модным поэтом.
Искренне преданный русской словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и блестящим знатоком теории европейской поэзии.
Слайд 19 В 13 лет А. П. Сумароков
был отдан в «рыцарскую академию» — Сухопутный шляхетский корпус. Здесь
оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано «общество»: в свободное время кадеты читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские.
В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедии А. П. Сумарокова «Хореев», «Пустынник» (1757); «Ярополк и Димиза» (1758) и комедии. Одна из лучших — «Опекун», поставленная в 1768 г.
Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды.
Слайд 21 Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим
свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народ
Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Самым замечательным было в нём сочетание учёного, общественного деятеля и поэта.
Он писал оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Произвел реформу стихосложения, изложил теорию о трех «штилях»
Слайд 23
Гаврила Романович Державин родился
в
Казани в семье армейского офицера. В детстве
он был хилым, слабым,
но зато отличался
«чрезвычайной к наукам склонностью».
В 1759 г. Державин все же поступил в Казани в
гимназию. В 1762 г. Г. Р. Державин поступает
на военную службу.
После десятилетней солдатской службы Г. Р.
Державин был произведен в офицеры.
В 1784 г. Г. Р. Державин был назначен олонецким
губернатором. Не ужившись с наместником края, он был
переведен губернатором в Тамбов.
Написал оды «Фелица», «Памятник» и множество стихотворений.
родился в Москве 3 апреля 1745 г. В 1762 г.
Фонвизин закончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию Иностранных дел.
С 1769 г. он — один из секретарей графа Н. И. Панина.
В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится известным писателем. Славу ему принесла комедия «Бригадир». Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина— комедия «Недоросль».
1782 году он выходит в отставку и решает полностью посветит себя литературе.
В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства.
Слайд 27 Александр Николаевич Радищев родился
в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым
принадлежали тысячи крепостных душ.
Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью, — помнили, что хозяева добрые.
В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться, а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов.
На основе полученных сведений пишет свое знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»
Слайд 28Итоги развития литературы
XVIII века
На протяженииXVII века
русская
художественная литература достигла
значительных успехов.
Появляются литературные направления, развивается драматургия, эпос, лирика