Слайд 1Особенности литературного процесса второй половины XIX века
Урок литературы в 10
классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №
46
Захаровой Л.Н.
Слайд 2Цель
Дать представление об отличительных чертах литературы второй половины XIX
века
Русские писатели и критики о литературе второй половины XIX века
(урок рассчитан на 2 часа)
Слайд 3Основные положения лекции
Вторая половина XIX века ставит Россию перед выбором
дальнейшего пути развития. В литературе, как и в жизни, встает
вопрос: «Кто виноват?» и «Что делать?». Происходит решительная демократизация художественной литературы.
Литература приобретает гражданский пафос.
Слайд 4Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты,
Островский – драматург, Некрасов, Тютчев, Фет – лирики и т.д.
Сюжеты
романов просты, локальны, семейственны, но через эти сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческого звучания.
Слайд 5Основные проблемы, поднимаемые в романах: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение
стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за общественное благополучие,
этический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.
Слайд 6 М.М.Пришвин так писал: «Никакая
положительная деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его
покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопросождается чувством неправоты, а только деятельность в которой личное сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою».
Слайд 7Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он,
как и страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного
начала. Герои разных произведений (Тургенева, Чернышевского, Гончарова, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.
Слайд 8 А.Н.Островский говорил об этом так:
«В иностранных литературах … произведения, узаконивающие оригинальность типа, то есть
личность, стоит всегда на первом плане, а карающая личность – на втором плане и часто в тени; а у нас в России наоборот. Отличительная черта русского народа – отвращение от всего резко определившегося, от всего специального, личного, эгоистически отторгшегося от общечеловеческого, кладет и на художество особенный характер; назовем его характером обличительным. Чем произведение изящнее, тем оно народнее, чем оно народнее, тем больше в нем обличительного элемента».
Слайд 9Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо
других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляется в
виде дроби:
нравственные качества
_________________________
самооценка
Слайд 10Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский
видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой
народа не оборачивалась принижением личностного начала, наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит к народу (роман-эпопея «Война и мир»).
Слайд 11Домашнее задание
Знать содержание опорного конспекта
Подготовить индивидуальные сообщения по жизненному и
творческому пути И.А.Гончарова
«Сон Обломова»