Слайд 1Самый читаемый
автор из Швеции
АСТРИД ЛИНДГРЕН
Слайд 2
Астрид Эрикссон родилась в семье шведских крестьян Эрикссон с хутора
Нес 14 ноября 1907 года.
Родители Астрид познакомились, когда отцу было
тринадцать, а маме двенадцать, и любили друг друга с тех самых пор.
У Астрид Эрикссон был старший брат и двое младших сестер.
Слайд 3Девочка росла на народных сказках, на нравоучительных повестях.
В школе училась
очень легко.
Но школьная дисциплина мучила ее, хотя она была хорошая
ученица и послушный ребенок.
Слайд 4В восемнадцать лет Астрид пришлось покинуть родные места и переехать
в Стокгольм.
В 1926 году у Астрид родился сын Ласс.
В
Стокгольме Астрид учится на секретаршу, потом работает в небольшой конторе - и в 1931 году выходит замуж за человека, превратившего Астрид Эрикссон в Астрид Линдгрен.
В 1934 году у неё родилась дочь Катрин, когда Лассу было семь лет.
Слайд 5 Первая новелла Астрид- «ПеппиДлинныйчулок».
Пеппи — вымышленный персонаж, воплощающий
детскую мечту: нарушать запреты, чувствовать свое могущество и вытворять все,
что придет в голову.
Слайд 6Астрид Линдгрен считала себя прототипом Пеппи.
Жизнь Пеппи, «ничейной» девочки, дочки
ангела и негритянского короля, живущей с лошадью и обезьянкой и
в грош не ставящей правила и условности - это воплощение самых дерзких мечтаний Астрид Линдгрен.
Слайд 7 Но в самых диких своих
шалостях и непослушании,
вранье
и необразованности
Пеппи оставалась
беззащитной, трогательной и
ответственной девочкой с
очень добрым сердцем.
Пеппи высмеивает
«благотворительность» фрёкен
Розенблюм, ее систему
поощрений и наказаний, теплые
чулки для бедных и карамельки
для богатых.
Слайд 8
В 1945 году «Пеппи» получает свою первую награду.
В 1949 году
Линдгрен получает премию Нильса Хольгерсона.
А впереди самая главная: премия имени
Ганса Христиана Андерсена, которую называют «малой Нобелевской»,
премия имени Льюиса Кэррола,
награды ЮНЕСКО и различных правительств,
Серебряный Медведь,
Международная Золотая медаль Льва Толстого и др.
Слайд 9В этой книге помимо трилогии о Пиппи Длинныйчулок публикуются впервые
на русском языке две сказки Линдгрен: «Разграбление рождественской елки», или
«Хватай что хочешь у Пиппи Длинныйчулок» и «Пиппи Длинныйчулок в парке Хмельники».
Слайд 10Мудро, уважительно и современно родители строят отношения со своими детьми.
Повествование
ведется от лица восьмилетней Лизы.
Трилогия о детях из Бюллербю («Мы
все из Бюллербю», 1947, 1949 и 1952) рассказывает про жизнь детей в местечке, очень похожем на то, в котором выросла сама Астрид Линдгрен.
Слайд 11 В том же 1949 году Астрид
Линдгрен печатает в одной
еженедельной газете рассказ
про девятилетнего мальчика,
приемного сына злобных бездетных родителей,
— который живет возле парка Тегнера в Стокгольме.
Пять лет спустя эта история получила продолжение в книге «Мио, мой Мио!» (1954). «Мио, мой Мио!» — чудесная сказка, повествующая о вечной борьбе добра и зла.
Слайд 12 Жил-был принц Мио, которого обижали все, кому не лень.
И удивляться тут нечему, ведь он был сирота и понятия
не имел о своем высоком происхождении.
Но однажды он оказался в стране Дальней, которой правил его отец.
Страшный рыцарь Като решил захватить прекрасную страну, и только Мио было под силу избавить ее от такой напасти.
Верный друг, прекрасные конь и меч, а самое главное - доброе и мужественное сердце помогли принцу выйти победителем из жестокой схватки.
Слайд 13
О Малыше и Карлсоне (1955-68).
В городе Стокгольме в лучшем в
мире домике на крыше живет лучший в мире Карлсон.
В этом
совершенно уверен его друг Малыш.
Убедитесь в этом сами, прочитав три повести знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен.
Но главный герой книги - Малыш - застенчивый, вдумчивый и ранимый мальчик.
Малыш не больной и не бедный, но ему так грустно.
Слайд 14Карлсон, толстяк и обжора, всегда весел, полон выдумок и фантазий.
Дружба с этим маленьким человечком с пропеллером на спине совершенно
изменяет жизнь Малыша
Карлсон - такой же незаменимый товарищ детских игр, как и Пеппи.
Однако он лишен ее способности к сопереживанию и заботе об окружающих.
Он думает только о себе, с ним весело, хотя и немного тягостно играть.
Слайд 15Карлсон — чудо. Да, да, живое чудо сказки.
В Карлсоне очень
много разных, совершенно противоположных черт, хорошо знакомых ребятам.
Капризничать,
обижаться,
врать,
хвастаться,
быть обжорой
— все это типично детские недостатки..
Значит, Карлсон — это просто воплощенное детство.
Слайд 16.
В следующей книге — «Расмус-бродяга» (1956) — Астрид
Линдгрен вновь обращается к своей любимой теме детей-сирот.
Расмус воспитывается
в приюте, лишенный любви, ласки и возможности посидеть у взрослого на коленях.
Его заставляют возделывать картофельное поле, кланяться и говорить «спасибо».
Расмус мечтает найти себе родителей.
Добрых, красивых и богатых.
Слайд 17
Но вместо этого он встречает милого недотепу и бродягу Оскара,
который летом по несколько месяцев странствует по проселочным дорогам, чтобы
отдохнуть от своей жизни.
Оскар — один из самых блистательных портретов отца в произведениях Астрид Линдгрен.
Это совершенно беззлобный человек, с острым правовым сознанием.
В книге, с одной стороны, описывается летнее путешествие по шведской провинции, а с другой — представлена картина социальной действительности Швеции того времени.
Слайд 18«Эмиль из Лённеберги» (1963).
Астрид Линдгрен сама признавалась, что это
ее самый любимый персонаж.
Эмиль без конца попадает в различные
переделки:
залепляет тортом в лицо бургомистра,
попадает в черничный кисель,
вместе с петухом и поросенком объедается пьяными вишнями –
и все это с самыми благими намерениями.
Слайд 19Первая часть книги — Герою пять лет, и он беспрестанно
проказничает.
Во второй книге — «Новые проделки Эмиля из Лённеберги» —
герой, хотя и не успел особенно подрасти, уже возмужал и в своем противостоянии отцу превратился в настоящего бунтаря.
Слайд 20Последняя книга об Эмиле, «Жив еще Эмиль из Лённеберги!» (1970),
пожалуй, самая замечательная.
Образ Эмиля здесь окончательно оформился и прояснился.
Мальчик заключает сделки и укрощает свиней, как настоящий профи.
Эмилю удается избавиться от влияния отца, и даже заслужить его невольное уважение и восхищение.
Слайд 21«Рони, дочь разбойника» (1981).
По жанру это разбойничий роман, лесная
сказка.
Главная героиня в нем — девочка Рони и ее
мама Лувис.
Единственный ребенок в разбойничьем замке и в разбойничьем лесу Рони, дочь атамана Маттиса, растет доброй и справедливой.
Молния расколола разбойничий замок пополам, и предводители двух шаек начали враждовать между собой.
Слайд 22 Рони запрещено встречаться с ее другом Бирком, сыном атамана
Борки.
Это рассказ о любви и противостоянии отцу.
Рони любит
отца так же сильно, как мальчика Бирка.
Предпочесть одного из них — мучение. Но она выбирает Бирка.
Сделав выбор, Рони может вернуться к отцу и утешить его в горе.
Слайд 23Не хочу писать для взрослых!
Эти слова стали кредо ее
жизни и творчества.
Она хотела писать только для детей, потому
что все люди родом из детства.
Если весь тираж книг Астрид Линдгрен поставить в вертикальную стопку, то она в 175 раз будет выше Эйфелевой башни.
Слайд 24В 1973 году, в возрасте 65 лет, Линдгрен получает звание
почетного профессора Линчепингского университета.
В 1985 ее признают «самым читаемым
автором Швеции» – её книги в Шведской публичной библиотеке запрашивают более 2 миллионов человек в год.
В 1996 году статуя, изображающая Астрид Линдгрен, - устанавливается в одном из центральных парков Стокгольма.
Слайд 25
В окрестностях Стокгольма действует «Парк Астрид Линдгрен», где можно побегать
по крышам с Карлсоном, покататься на собственной лошади Пеппи Длинныйчулок
и побродить по Улице Безобразников.
Слайд 26По произведениям Линдгрен было снято более сорока фильмов во многих
странах мира, поставлено несметное количество спектаклей и сделано бесчисленное множество
адаптаций.
Слайд 27Герои Астрид Линдгрен впервые преподали нам вечный урок прощения недостатков
тем, кого мы ценим; в то время, как школьные книжки
учили нас любви к идеалам.
Мы все больше и больше влюблялись в нахального Эмиля и придурковатого Пятачка.
Мы и сейчас продолжаем влюбляться в нахальных Эмилей и придурковатых Пятачков.
Слайд 28
На её книгах выросло два поколения - и сейчас подрастает
третье.
Без преувеличения можно сказать, что книги Линдгрен изменили отношение
взрослых к детям: те вдруг увидели, что детей можно не только учить и заставлять, но еще и слушать и понимать.
Без Линдгрен наш мир был бы еще страшнее.