Слайд 1Древнегреческие мифы в искусстве 19-20 веков
Жизнь настоящей любви Орфея и
Эвридики
Слайд 2Выбор темы, её актуальность
«Не зная прошлого, нельзя понять настоящее» -
эта фраза, ставшая крылатой, многих подвигает на поиск, заставляет всмотреться
в «дела давно минувших дней». В полной мере она относится и к литературе, которая, как мы знаем, является отражением жизни.
Литература Древней Греции – одна из богатейших мировых сокровищниц, мы ощущаем её присутствие в разных сферах искусства, науки, жизни человека.
Древнегреческая мифология таит в себе неисчерпаемый смысл, через волшебные истории, описание подвигов героев, поступков богов позволяет лучше понять себя, окружающих, нравственно совершенствоваться. Думается, именно эти качества объясняют огромный интерес к мифам, что делает актуальным их исследование.
Слайд 3Проблема
Во все времена люди задают себе вопросы : « Что
такое любовь? Что такое жизнь, счастье? В чем смысл жизни?»
Наступил такой момент, когда и мне захотелось найти на них ответы.
Слайд 4 История любви двух божественных героев - Орфея, певца, и Эвридики,
прекрасной нимфы, - очень искренна, честна, печальна, загадочна, светла.
Поэтому сказание
об их искренних чувствах затронули, принося вдохновение такого же божественного юного характера, каждую творческую душу 18-19 веков.
В литературе, поэзии, музыке, астрономии – везде стали появляться «дети» рожденной любви.
Они росли и воспитывались каждым читателем, слушателем, переосмысливались, оставляя частичку доброты, счастья.
…
Слайд 5Особое место в литературе занимает история любви Орфея и Эвридики,
целые романы написаны о том, сколько трудностей и испытаний приходится
пройти влюбленным до того момента, пока они соединятся и окажутся вместе, сколько трагедий и испытаний подстерегает их на этом пути.
Л. Сушко, Хари посвятили целые поэмы этой истории любви. Познакомимся с ними.
Литература и герои мифа
Слайд 6« Песня страсти и печали ».
Любовь Сушко
«С каким восторгом, с
какой любовью слушала она самые лучшие его песни, и была
совершенно очарована ими. Впервые он столкнулся с разделенной любовью, и ему было что ответить влюбленной в него девушке. И это открытие поселило в его душе настоящее счастье.. »
«Как ее надо холить и беречь»
«Пока Орфей любит меня, со мной ничего не может скверного случиться»
Слайд 7 «Но с той самой минуты навсегда замолчал Орфей»
«Это и
на самом деле была ядовитая змея, укус которой был смертелен
для Эвридики»
«Он видел разъяренных женщин, и сначала немного растерялся и расстроился, а потом обрадовался - ведь это за ним явилась сама смерть»
«Но вопреки всему они были неразлучны и счастливы в своем бессмертии»
Из этих строк можно сделать вывод о том, что для Л.Сушко любовь : « Любовь, великая, всепоглощающая любовь, о которой во все времена складывали песни. Ничто иное не может так сильно воздействовать на человеческие умы.»
Слайд 8«Орфей и Эвридика»
Очень странная поэма.
Хари.
"Когда ты вернешься - все будет
иначе…
Ты жди, Эвридика: о славе Орфея
Узнают от мыса Пиай до Ирана,
В ладоши захлопают гекатонхейры, Лавровым венком наградит нас всевышний!...
Она – не вынесла измены, А он – не понял, что ушла.
За то, что захотел ты, умирая, Поверить, что тебе – неодиноко. Я ухожу вместо тебя, мой милый. Не бойся – это больно, но не страшно.
Слайд 9Он недавно ещё вспоминал
Недвижимость хрустальных росинок, И отчаянный свой поединок, И тупой опьянённый оскал..
Вину я свою никогда не изглажу, Судьбу не прощу… Пощади, Эвридика!
И не вернётся больше мой Орфей: Он лишь ухмылка в зеркале веков.
Открой же двери в свой чертог высокий, Сбеги с горы к прожекторам реки И жди, когда Орфей твой лучеокий Коснётся неразгаданной руки!
В центре – влюблённая пара…
Можно смерти не бояться.»
Слайд 10В поэме Хари представляется картина расставания, предательства Орфея, потери Эвридики,
её смелости простить возлюбленного. После долгого расставания оба героя, оценив
ситуацию, пришли к единственному правильному решению «Быть всегда
вместе - и в горе, и в радости!»
Вывод .
Слайд 11Место мифа в живописи и архитектуре.
А. Канова
Силуэт Эвридики очень нежный,
властный.
Гармония передана: и наклоном с поворотом головы, выражения лица,
положением руки, укладкой вьющихся волос, плавностью линий образа.
Именно такая поза придаёт всему образу страдание, печаль, говорит о большом напряжении внутренних сил.
В выражении лица видна потерянность, но в то же время мольба о помощи, сила верить в счастливое будущее.
Дж. Ф. Льюис
« Орфей »
«Смерть Орфея от рук менад»
Эти две картины совершенно разных по стилю художников в изображении беспомощного Орфея объединяет одно и то же чувство героя – мольба о прощении и спасении. Он понимает, что вот она, смерть, но смерть не как страх и ужас, а как освобождение от тягот земной жизни и возвращение навсегда к любимой Эвридике.
Слайд 13Музыка и Орфей.
Равнодушными не оставил миф и выдающихся, знаменитых композиторов:
Э.Э.
Фомин – «Увертюра к мелодраме Орфей»;
К. Монтеверди 1607г. – «Орфей»;
Ж.Б.
Люли – «Орфей»
«Чудесная музыка соединилась с любовью и нежностью. И в звучании своем она была еще великолепнее»
Слайд 14Вывод
Жизнь очень короткая, поэтому и прожить её надо с умом.
Любовь - это искреннее состояние души, «проверка на прочность».
Настоящее счастье – это то что ты живешь, любишь, радуешься, веришь, надеешься на лучшее.
Слайд 15Литература
«Сказки звёздного мира» Дубкова Светлана Ивановна
«100 великих картин» Н.А. Ионина
«Любовью
рождается песня…» Хари
Стихи. Иван Бунин
Стихи. А.А. Фет
Ф.И. Тютчев.
Слайд 16Автор
Сверчкова Александра, ученица 8а класса.
Руководитель – учитель русского языка и
литературы Фоминых Т.Л.