Слайд 1Урок-проект
Литература 6 класс. Учебник под редакцией
В.Я. Коровиной.
Ф.И. Тютчев «Листья».
Обучение анализу стихотворения.
Цель урока: обрисовать зрительные образы при чтении
стихотворения, понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов.
Слайд 2Ф.И. Тютчев «Листья».
Анализ стихотворения.
Слайд 3Стадия вызова.
Какое время года вам больше нравится?
Опишите его.
Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).
Слайд 5Стадия осмысления.
Выразительное чтение стихотворения.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В
снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не
желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!
Слайд 6Выразительное чтение стихотворения
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же
нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О
буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Слайд 7Система знаков
V - картины, образы, чувства совпали с теми,
что были у вас;
+ - новое, неожиданное, яркое;
!
- картины, образы, вызвавшие особые чувства у вас;
? - следует прояснить, не вполне понятно.
Слайд 8Образы и картины
Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности,
покоя
Яркая жизнь листьев.
Слайд 9Пересказ-анализ
Первая строфа:
Стоит зима.
Зимний лес весь в снегу.
Снега
очень много.
Ели и сосны «закутавшись, спят».
Слайд 10Пересказ-анализ
Вторая строфа:
Картина весёлого лета.
Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»
Слайд 11Пересказ-анализ
Третья строфа:
Картина увядания природы.
Лето прошло, «птички отпели.
Цветы отцвели,
Луга побледнели…»
Слайд 12Пересказ-анализ
Четвёртая строфа:
Картина подвижной, беспокойной жизни листьев.
Листья просят ветер взять
их с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.
Слайд 13Настроение
Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
Чувствуется
жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
Но в конце
стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
Слайд 14Стадия рефлексии.
Картины и чувства детей и поэта
Поэтическое мастерство Ф.И.Тютчева,
Яркие
картины
Глаголы, подчёркивающие эти картины
Олицетворение
Метафора
Эпитеты
Сравнение
Слайд 16Приёмы и выразительные средства языка.
Основной авторский приём –
антитеза.
Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная,
но яркая жизнь листьев.
Слайд 17Зимний пейзаж
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Эпитеты
сосны и ели, закутавшись, спят
как иглы ежа
тощая зелень
ввек не свежа
Слайд 18Весёлое лето
Авторский приём: монолог листьев.
Метафора
Олицетворение
Глаголы
Восклицательное предложение
Эпитеты
Лёгкое племя
Цветём, блестим,
гостим
Играли с лучами,
Купались в росе!
Красное лето
Слайд 19Увядание природы
Метафора
Олицетворение
Восклицательное предложение
Луга побледнели
Зефиры ушли
Даром висеть и желтеть
И
нам улететь!
Слайд 20Беспокойная жизнь листьев
Олицетворение
Эпитет
Повторы слов
Восклицательные предложения
Скорей нас сорвите
Сорвите, умчите
Буйные ветры
Скорее, скорей
Летите,
летите!
Мы с вами летим!
Слайд 21Итоги урока
Чем занимались на уроке?
Чему научились?
Что больше понравилось?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Написать
мини-сочинение по описанию природы летом, осенью или зимой (на выбор).
Слайд 22МОУ Степанянская ООШ»
Работа выполнена учителем русского
языка и литературы
Шевцовой
Анной Васильевной