Слайд 1ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Государственное автономное образовательное учреждение «Краснокаменский
горно-промышленный техникум»
Забайкальский край
Урок - презентация
русского языка и литературы
Очерк жизни и
творчества
Н.А. Некрасова
Разработал:
Пересыпкина Г.А.,
преподаватель русского языка и
литературы
г. Краснокаменск
Слайд 2ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Цель урока:
в результате обобщения
и систематизации знаний по теме «Жанры публицистического стиля» и изучении
нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» обучающиеся выполнят практическое задание, подготовятся к восприятию следующей темы.
Задачи:
образовательные:
-обобщить и систематизировать знания обучающихся о жанрах публицистического стиля;
-пополнить знания обучающихся фактами биографии и творчества Н.А. Некрасова;
развивающие:
- развивать положительную мотивацию к процессу обучения;
-развивать умение логически верно излагать мысли, отвечать на проблемные вопросы;
-развивать творческие способности; коммуникативные умения и навыки;
воспитательные:
-развивать бережное отношение к русскому языку, произведениям художественной литературы;
-воспитывать бережное отношение к слову поэта, ответственное отношение к собственной устной и письменной речи.
Слайд 3ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Тип урока: комбинированный (смешанный)
Методы формирования
мотивации:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные и практические (презентации, работа в группах);
репродуктивные
и поисковые (создание проблемной ситуации);
методы самостоятельной учебной работы, работы под руководством преподавателя (написание сообщений, подготовка кластера, презентаций).
Технологии: технология проблемного обучения, развитие критического мышления.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование к уроку:
• мультимедийное оборудование;
• презентации преподавателя и обучающихся;
• инструкция для обучающихся;
• кластер «Публицистический стиль»;
• тексты (раздаточный материал) для практической работы в группах.
Ключевые понятия: тема, стиль речи, публицистический стиль, жанры, проблема, путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.
Слайд 4ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний и
практических и умственных умений (подготовка обучающихся к восприятию нового материла):
Словарный диктант с заданием
III. Изучение нового материала на основе текущего повторения:
3.1. Мотивация учебной деятельности путём постановки проблемного вопроса.
3.2.Реализация выполненных заданий в рамках внеаудиторной самостоятельной работы:
- Кластер «Жанры публицистического стиля»;
-Что такое очерк.
3.3. Таблица «Портретный очерк. Внешний, внутренний портрет».
3.4.Портретный очерк. Описание портрета поэта.
3.5.Викторина.
3.6.ВСР. Сообщение «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова (дополнительная информация (изучение нового) к очерку жизни и творчества поэта с чтением стихотворения наизусть и его кратким анализом).
3.7. Видеоматериал. Малые города России. Карабиха.
IV. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах):
1 группа: Прочитайте отрывки стихотворений Н.А. Некрасова, определите, как они связаны с профессией «Автомеханик».
2 группа: Определите жанр предложенного текста. Аргументируйте.
3 группа: Составьте портретный очерк мальчика из стихотворения Некрасова «Школьник». Можно ли этот очерк назвать проблемным?
V. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными:
-тезисы обучающихся
VI. Подведение итогов и результатов урока:
-какой материал повторили на уроке?
-что узнали нового?
Отметки: за словарный диктант, индивидуальную работу, работу в группах, активное участие в реализации темы урока.
VII. Рефлексия:
-Составьте предложения со словами:
1 группа: очерк; 2 группа: Н.А. Некрасов; 3 группа: произведение.
VIII. Домашнее задание
«5» - Написать проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?» «4» - подготовиться к устному ответу по тезисам урока.
ВСР: Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова (сообщение, презентация, викторина, кроссворд).
Слайд 5ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Используемая литература:
1. Лыссый Ю.И. Русская
литература 20 век. 10 класс. Часть 1, Часть 2. М-2008г.
2.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М. Просвещение, 2012г.
3. Интернет-ресурсы.
Слайд 6Инструкция к уроку русского языка и литературы «Очерк жизни и
творчества
Н.А. Некрасова» (на столах)
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 7ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 8Приложение (на столах)
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
1).Оппонент (синоним-противник):
1.тот, кто
выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте (публичный
спор на научную тему);
2. лицо, которому поручается оценка диссертации (сочинение, доклад- квалифицированная работа на присуждение академической или учёной степени) и выступление на учёном диспуте при её защите.
Википедия
2).Термин – (предел, граница) – слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т.д.
Большой энциклопедический словарь
Понятие: 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Слайд 9ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Словарный диктант.
Биография, статья, портрет, очерк,
литература, стихотворение, поэма, доклад, сообщение, характер, проблема, герой, дискуссия, репортаж,
интервью, диспут, диалог, аргумент, оппонент.
Слайд 10ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Критерии оценивания:
Нет ошибок – «5»
1-2
ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
Больше 5 ошибок – «2»
Оппонент
(синоним-противник):
1.тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте (публичный спор на научную тему);
2. лицо, которому поручается оценка диссертации (сочинение, доклад- квалифицированная работа на присуждение академической или учёной степени) и выступление на учёном диспуте при её защите.
Слайд 11Проблемный вопрос:
- Что такое очерк?
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 12Публицистический стиль речи
Выступление по радио, телевидению, на собрании
Жанры
Ораторская, судебная речь
Хроника
Статья
Репортаж
Фельетон
Очерк
Интервью
Доклад
ГАПОУ
"КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 13Толковый словарь русского языка
Одним из распространённых жанров публицистического стиля является
очерк:
1.небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий;
2. общее изложение какого
– нибудь вопроса.
Энциклопедический словарь
очерк:
1. в художественной литературе одна из разновидностей
рассказа, отличается большой описательностью,
затрагивает преимущественно социальные проблемы;
2.публицистический, в том числе документальный, очерк
излагает и анализирует различные факты и явления
общественной жизни.
Характерной чертой очерка является
- документальность;
- достоверность фактов, событий.
В очерке указываются подлинные имена и фамилии, действительные
места событий, описывается реальная обстановка, указывается
время действия.
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Что такое очерк?
Слайд 14ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Портретный очерк
Слайд 15
Иван Николаевич
Крамской
Николай Алексеевич Некрасов
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина
Галина Анатольевна
Слайд 16ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Иван Николаевич Крамской создал один
из своих типичных портретов. Для таких портретов был характерен тёмный
фон, с которым одежда изображаемого обычно сливалась. Коричневый сюртук Некрасова, его чёрная бабочка – не исключение, фон попадает в тон и лишь немного светлее. Ни одежда, ни руки не прорабатывались детально – они просто были частью человека, но отдельного внимания им не уделялось – зато все свои силы художник сосредотачивал на лице. Никаких лишних эмоций на лице, только сосредоточенный взгляд чуть в сторону. Так и Некрасов – с его бородой, лёгкими морщинами, со взглядом человека, который видел жизнь изнутри и нашёл её довольно занятной – смотрит в сторону и кажется погруженным в свои мысли. Возможно, он думает о смерти, возможно о будущем, которого у него может не быть, возможно, вспоминает прошлое или думает об очередной стихотворной строчке. Впрочем, также возможно, что за его глазами нет никаких особенных мыслей. Только застывшая концентрированная вечность, в которую он погружен таким, каким был когда-то много лет назад.
Слайд 171. Где родился Н.А. Некрасов?
2. Где провёл детство будущий поэт?
3.
Как назывался первый сборник стихотворений Некрасова, в каком году он
был издан?
4. Где учился Некрасов после Ярославской гимназии?
5. Сколько псевдонимов было у Некрасова? Назовите некоторые из них.
6.Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в аренду?
7. С каким изданием начал работать Некрасов в 1841 году
и затем приобрёл на него права?
8. Какие стихотворные произведения Некрасова
вы знаете?
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Викторина
Слайд 18ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Некрасов родился в местечке Немирово
Подольской губернии.
Детство будущего поэта прошло в имении Грешнёво Ярославской губернии.
Первый
сборник стихотворений Некрасова назывался «Мечты и звуки», он был издан в 1840 году.
После учёбы в Ярославской гимназии Некрасов 2 года был вольнослушателем Петербургского университета (факультет филологии).
У поэта было десять псевдонимов: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Ник. Нек. и другие.
Некрасов взял в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным.
В 1841 году Некрасов начал работать в журнале «Отечественные записки»
и затем приобрёл на него права.
Перу Некрасова принадлежат стихотворения: «Тройка», «Школьник», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и другие.
-Назовите жанр данного текста. Аргументируйте.
Слайд 19Петербург
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 20Н.А. Некрасов – редактор
«Отечественных записок»
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина
Анатольевна
Слайд 21ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 22О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит
во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий
наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
В 1876 году Некрасов заболел. Все знали, что дни поэта сочтены, и к Некрасову неслись выражения искреннего и глубокого сочувствия со всех сторон.
В.Г. Короленко.
Н.А. Некрасов умер 8 января 1878 г.
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 23ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
1 группа: прочитайте отрывки из
стихотворений Н.А. Некрасова («Тройка», «Железная дорога», «В дороге», начало поэмы
«Кому на Руси жить хорошо», «Школьник»), определите, как они связаны с профессией «Автомеханик».
2 группа: определите жанр текста, аргументируйте свой выбор.
М.Е. Салтыков-Щедрин, незадолго до смерти Н.А. Некрасова, писал:
«Этот человек, повитый и воспитанный цензурой, задумал и умереть под игом её. Среди почти невозможных болей написал поэму («Кому на Руси жить хорошо»), которую цензура и не замедлила вырезать… можете представить себе, какое впечатление должен был произвести этот поступок на умирающего человека. К сожалению, и хлопотать почти совсем бесполезно: всё так исполнено ненависти и угрозы, что трудно даже издали подступиться. А поэма замечательная…»
3группа: составьте портретный очерк мальчишки из стихотворения Некрасова «Школьник»
— Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невесёлая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Слайд 24ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Рефлексия
Составьте предложения со словами:
1
группа: очерк
2 группа: Н.А. Некрасов
3 группа: произведение
Домашнее задание
«5»
- Проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?»
«4» - тезисы урока.
Внеаудиторная самостоятельная работа: «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова».
Слайд 25Спасибо за внимание!
ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Слайд 26ГАПОУ "КГПТ" Пересыпкина Галина Анатольевна
Самоанализ урока
Программой в группе, обучающейся
по профессии «Автомеханик», предусмотрено повторение базового уровня русского языка, поэтому
был выбран комбинированный (смешанный) урок с элементами проблемной ситуации. Считаю, что такой тип урока (смешанный) позволил повторение пройденного по русскому языку слить воедино с введением нового материала по литературе, в результате чего произошло как бы незаметное вхождение обучающихся в новую тему по предмету «Русский язык и литература». Так как изучение нового происходило на основе текущего повторения, был охвачен материал не только по теме «Стили речи», но и сопутствующее повторение орфографии, орфоэпии, лексики, синтаксиса.
В группе обучающиеся разного уровня усвоения знаний, с различной мотивацией к учению. Решая задачу полного усвоения, обучающимся было предложено выполнить домашнее задание, задания ВСР; для включения обучающихся в активную деятельность предлагались различные виды работ (словарный диктант, анализ таблицы, описание портрета поэта с последующим заданием, викторина, ответы на вопросы по видеоматериалу, задания практической части, домашнее задание на выбор).
Чтобы процесс познания проходил активно, обучающимся была предложена инструкция с подробным указанием вида работы на каждом этапе урока.
Учебная деятельность обучающихся организована индивидуальной, парной, групповой формами.
С целью закрепления ранее полученных знаний проведена практическая работа.
Разнообразие методов обучения, различных форм организации учебной деятельности обучающихся, задания внеаудиторной самостоятельной работы, практическая работа позволили достичь цели и задач урока.
Пересыпкина Г.А., преподаватель русского языка и литературы.