Слайд 1Русская литература XVIII века. Стихотворения М.В. Ломоносова
Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в Архангельской губернии в деревне
Денисовка, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом
ходил в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. Поэтому в декабре 1730 года он отправляется без ведома отца в Москву пешком, с обозом мороженной рыбы.
Слайд 3В Москве он поступает в Славяно-греко-латинскую академию, выдавая себя за
сына дворянина. За пять лет он прошел восьмилетний курс обучения.
В 1736 году Ломоносова в награду за успехи в учении отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В июне 1741 он вернулся в Петербург.
Слайд 4Годы упорного труда на пути к знаниям – и Михаил
Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым. Трудно представить, как один человек
мог сделать так много в самых различных областях знаний, в литературе и искусстве.
Слайд 5Он был физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и
историком, просветителем и государственным деятелем. Его по праву считают одним
из крупнейших астрономов своего времени.
Ломоносов всю жизнь боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки.
Слайд 6До Ломоносова книги в России писали в основном на церковно-славянском
языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую
подлинно научную грамматику русского языка; красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах.
Слайд 7В 1757 г. Ломоносов написал предисловие к собранию сочинений «О
пользе книг церковных в Российском языке», где изложил свою теорию
«трех штилей»:
«высокий» – церковно-славянские слова
«средний» – русские слова доминируют над церковно-славянскими
«низкий»-русские слова разговорного стиля с примесью просторечий и небольшого количества церковно-славянских слов
Слайд 8Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» – трагедии, оды, героические
поэмы; «среднему» – элегии, дружеские письма, драмы, эклоги; «низкому» –
басни, комедии, песни, эпиграммы.
Слайд 9К статуе Петра Великого
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов
всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот,
художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.
Слайд 10О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть
таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни
благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине, В
покое сладки и в труде.