Слайд 1 Сатира начала ХХ века.
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»,
М. М. Зощенко «Обезьяний язык».
Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.
Слайд 2 Ну можно ли представить мир без шуток?!
Да он
без шуток был бы просто жуток!
Когда на сердце холод, мрак
и тьма,
Лишь юмор не дает сойти с ума!...
Л.Филатов
Слайд 3Вопрос
Назовите различие между юмором, сатирой, сарказмом.
Слайд 4Юмор
Смех лёгкий, весёлый;
автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными
недостатками.
Слайд 5Сатира
Смех злой, жестокий; автор высмеивает пороки общества,
взаимоотношения между людьми.
Слайд 6Сарказм
Один из видов сатиры. Характеризуется беспощадным и резким осмеиванием чего-либо.
Часто используется в различных публицистических произведениях.
Сарказм - это недобрая
шутка, выражающая неодобрительное отношение к осмеиваемому объекту или явлению.
Сарказм нехарактерен для юмористов, предпочитающих добрые и милые шуточки.
Слайд 8ТЭФФИ
… Часто перечитываю ее книги. Конечно, была Тэффи большой писательницей,
у которой смешное неизменно переплеталось с грустным…
Андрей Седых
«Далекие, близкие»,
Нью-Йорк,1962
Слайд 9 Н.А. Тэффи
Краткие сведения.
«Свои и чужие»
Слайд 10С именем Тэффи связано целое направление в рус-ской сатирической литера-туре
начала ХХ века. Современники назвали его «лирической сатирой».
Слайд 11Лирическая сатира
1) Странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность
2)
Элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
Слайд 13Проблематика рассказа
Я
«Свои»
?
«Чужие»
Слайд 14Вопросы
Найдите проблему - тезис над которой размышляет автор рассказа?
Какие жизненные
ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?
Найдите фразы, передающие отношение своих и
чужих.
Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих.
О каких общественных пороках идёт речь в рассказе?
Слайд 15Найдите проблему - тезис над которой размышляет автор рассказа?
Сюжет построен на доказательстве тезиса «чем
больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете»
- Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?
Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов героини.
Слайд 16Исследовательская работа с текстом
Найдите фразы, передающие отношение своих и чужих.
Слайд 17- Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих.
Эгоизм. Равнодушие. Лицемерие.
Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие. Лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти чувства скрываются под маской заботы о ближнем.
Слайд 18
- О каких общественных пороках идёт речь в рассказе?
Слайд 19М.Зощенко(1894-1958)
«В Зощенко есть что-то от Чехова и Гоголя, и будущее этого писателя весьма
огромно».
С. Есенин
Слайд 20Подумаем над рассказом
Стиль рассказов М. Зощенко.
Рассказы написаны в сказовой манере.
-
Какие произведения, написанные в форме сказа, вы прочитали в 5-8
классах? В чём заключается суть сказовой манеры?
(Повествование ведётся от лица рассказчика, обычно участника воображаемого действия. Имитация живой разговорной речи)
Слайд 21М. Зощенко – продолжатель традиций Н. Лескова. Герой-рассказчик у М.М.
только говорит, но сказовая манера отчётливо передаёт жест героя, оттенок
голоса, его психическое состояние, отношение мастера к рассказываемому.
Слайд 22Герой-сказчик Зощенко. От лица которого ведётся повествование в новеллах 1920-х
гг, исполняет роль с удивительным, артистическим спокойствием о самых неприглядных
делах. Его забавно-нелепое добродушие питается неведением. Говорун увидел только внешность явления и не дерзает проникнуть по воле автора ни на миллиметр глубже.
Слайд 23Вопросы
1Какая из проблем современного писателю общества поставлена в рассказе?
2Рассказ
был написан в 1925 г. Почему именно в это время
проблема чистоты русского языка была так актуальна?
3Чья речь в рассказе подвергается осмеянию?
4Каким вы представляете себе рассказчика? Найдите в тексте фразы рассказчика и нарисуйте его словесный портрет.
5Из каких речевых слоёв автор заимствует лексику?
6Над чем же смеется автор?
7Смысл названия рассказа.
Слайд 24Творчество М.Зощенко пронизано иронией по адресу представителей новой жизни и
культуры, их уродливых идеалов, исковерканного языка и косноязычия, когда слова
непослушны мыслям и выражают прямо противоположное сказанному.
Своими рассказами М.Зощенко стремился воздействовать на человеческие нравы, помочь людям стать умнее, добрее, благороднее, надеясь, что искусство может сделать их лучше. Средствами юмора и сатиры он хотел возродить в человеке духовность, а не порочил советскую действительность.
Слайд 25Читая рассказы Зощенко и Тэффи, мы познаем психологию человека, привыкшего
к своему ничтожному положению в обществе, к тому, что его
судьба — ничто по сравнению с любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д.
Слайд 26Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение «Как избежать конфликтов с близкими?»
или «Проблема сохранения русской речи в современном обществе».