Разделы презентаций


Серебряный век в русской поэзии. Символизм,акмеизм

Содержание

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

Выполнил Ревенко С.А.
Веселовская средняя школа
Символизм,
акмеизм

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.Выполнил Ревенко С.А.Веселовская средняя школаСимволизм,акмеизм

Слайд 2
Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах

русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого

века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье . Предположительно эта метафора была впервые употреблена Н. А. Бердяевым.

Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом .

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого

Слайд 3Поэзия серебряного века.
Символизм - первое и самое значительное из модернистских

течений в России.
В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими

символистами»:
Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус,
В. Брюсов.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».

Поэзия серебряного века.Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России.В 1890-е годы дебютировали поэты,

Слайд 4Философская основа символизма.
Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили

идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется сверхрациональная

чуткость и тончайшее владение искусством намека.

Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.

Философская основа символизма.Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От

Слайд 5Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.
Поэты-символисты заимствовали сюжеты

из мифологии и творили свой миф. Особенно привлекала поэтов Греция.
Герои

античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого.

Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно

Слайд 6Музыкально-композиционные приемы.

Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.
Прочитайте

строку стихотворения К. Бальмонта,
обратите внимание на повторяющиеся звуки.
Чуждый чарам черный

челн…

Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.

Музыкально-композиционные приемы.Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта,обратите внимание на повторяющиеся

Слайд 7Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической

практике нового течения, первооснова творчества.
Стихотворения символистов строятся, как завораживающий поток

словесно-музыкальных созвучий.
Неслучайно тексты К. Бальмонта, А.Белого, А.Блока привлекали многих русских композиторов таких как: С.Танеев, С.Прокофьев, И.Стравинский.
В лирике символистов максимально использованы музыкально-композиционные приемы.
Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике нового течения, первооснова творчества.Стихотворения символистов строятся,

Слайд 8В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.

Современники называли Брюсова «поэтом бронзы

и
мрамора».
Он описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы,

гранит, утесы.
Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него
«целым миром из серебра».

Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое»,
«зеркало ясных небес»

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и мрамора».Он описывает природные явления как скульптор,

Слайд 9В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название

мифа преобразуется у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному

поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей.

Мощен Геракл,благороден Ментоний,
Мудр многоопытный старец Нелей,-
Ты же предвидел в священной дремоте
Путь предстоящий, Орфей!
Славь им восторг достижимой награды,
Думами темных гребцов овладей
И навсегда закляни Симплегады
Гимном волшебным, Орфей!

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и

Слайд 10В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа

– стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и звукопись.


Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха.

«Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин

В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика

Слайд 11« И всем богам я посвящаю стих…»

В. Я .Брюсов

На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики –
(«Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»).

На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.

« И всем богам я посвящаю стих…»

Слайд 12Пейзаж в лирике Брюсова.
«Создал я в тайных мечтах мир идеальной

природы…»

В. Я. Брюсов

Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря.
Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»:

«Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»

Пейзаж в лирике Брюсова.«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»

Слайд 13Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина;

острие)
Возник в 1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму

поэтов.
В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий
Акмеизм  (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие)Возник в 1910-е годы и «кружке

Слайд 14Поэтика акмеизма.
Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного

и яркого земного мира.
Особенности поэтики акмеизма:
Живописная четкость образов;
Вымеренная композиция;
Эстетизация

детали;
Стилистическое равновесие;
Поэтика акмеизма.Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Особенности поэтики акмеизма:Живописная

Слайд 15 Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место

в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре»

-
называл акмеизм О. Мандельштам.

Ключевые категории акмеизма.

Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов культура была целью себе самой.
Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской

Слайд 16Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .
Начал

свой путь в литературе в период расцвета символизма , ориентировался

в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез .

Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .

Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .Начал свой путь в литературе в период расцвета

Слайд 17« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую

впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое

небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом…
(«Память»)

Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по

Слайд 18«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел

не только от европейского искусства, но и от европейской культуры

и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок .

Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое…»

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от европейского искусства, но и

Слайд 19В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего

сущего на две контрастные стихии. Небо и земля, добро и

зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги.
В одном из стихотворений возникает образ парус, борющегося с морской волной, и отважного кормчего:


И загорелый кормчий ловок,
Дыша волной растущей мглы
И - от натянутых веревок -
Бодрящим запахом смолы.

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и

Слайд 20Поэтика поздней лирики Гумилева.
Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных

принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив бренности всего сущего

–главный мотив его поздней лирики.
Поэтика поздней лирики Гумилева.Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика