Разделы презентаций


Шинель Н.В. Гоголь

Содержание

Н.В. Гоголь Повесть «Шинель» Башмачкин – человек с душой, мыслями и переживаниями или «вечный титулярный советник»?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор: Молчанова Мария, ученица 9 класса Климовской средней общеобразовательной школы№3 Руководитель: Горохова Л.Н., учитель

русского языка и литературы

Автор: Молчанова Мария, ученица 9 класса Климовской средней общеобразовательной школы№3 Руководитель: Горохова Л.Н., учитель русского языка и

Слайд 2Н.В. Гоголь Повесть «Шинель»
Башмачкин –
человек с душой, мыслями

и переживаниями
или
«вечный титулярный советник»?

Н.В. Гоголь  Повесть «Шинель» Башмачкин – человек с душой, мыслями и переживаниями или «вечный титулярный советник»?

Слайд 3Произведения о «маленьких людях»
А.С.Пушкин «Медный всадник»,
«Станционный смотритель»
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

человек


Н.В.Гоголь «Шинель»




вещь,

затмившая человека



Произведения о «маленьких людях»А.С.Пушкин «Медный всадник»,«Станционный смотритель»Ф.М.Достоевский «Бедные люди»человекН.В.Гоголь «Шинель»вещь, затмившая человека

Слайд 4Действующие лица
Акакий Акакиевич Башмачкин – от рождения «готовый титулярный советник»

Иллюстрация

В.Горяева

Действующие лицаАкакий Акакиевич Башмачкин – от рождения «готовый титулярный советник»Иллюстрация В.Горяева

Слайд 5 Сюжетом для создания повести стал анекдот

о чиновнике, который мечтал о лепажевском ружье, купил его и

потерял на охоте. Он очень переживал, заболел и слёг. Но добросердечные сослуживцы собрали деньги и подарили ему такое же ружьё.
Н.В.Гоголь заменил ружьё, предмет роскоши, шинелью, предметом первой необходимости в холодном Петербурге.
Писатель понимал, что в реальной жизни деятельное сочувствие - редкость, и поэтому его повесть заканчивается трагически.
Сюжетом для создания повести стал анекдот о чиновнике, который мечтал о лепажевском ружье,

Слайд 6На службе к Башмачкину «не оказывалось никакого уважения»: «Сторожа не

только не вставали с мест, когда он проходил, но даже

не глядели на него, как будто через приёмную пролетела простая муха». «Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», «помощник столоначальника… совал ему под нос бумаги… молодые чиновники посмеивались и острились над ним… сыпали на голову ему бумажки…»
На службе к Башмачкину «не оказывалось никакого уважения»: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он

Слайд 7«Я брат твой» - знаменательные слова, заповедальное слово о любви

к ближнему, пронзившее только одного молодого человека. «Много раз содрогался

он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным…»
«Я брат твой» - знаменательные слова, заповедальное слово о любви к ближнему, пронзившее только одного молодого человека.

Слайд 8Экспрессивная лексика

«Остановился, как бы пронзённый; всё переменилось пред ним и

показалось в другом виде…»; «в проникающих словах»; «содрогался он потом»…

Экспрессивная лексика«Остановился, как бы пронзённый; всё переменилось пред ним и показалось в другом виде…»; «в проникающих словах»;

Слайд 9Жизнеописание героя складывается из «минус-эпизодов», то есть из умолчаний рассказчика

о значимых, характерных для этого жанра подробностях становления личности героя.

Непосредственно за эпизодом крещения героя следует пассаж о его служебном положении, словно «он так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».
Жизнеописание героя складывается из «минус-эпизодов», то есть из умолчаний рассказчика о значимых, характерных для этого жанра подробностях

Слайд 10В.Горяев. В одном департаменте

В.Горяев. В одном департаменте

Слайд 11
Башмачкин восходит к одной из разновидностей романтического героя, который чужд

житейских интересов. По свидетельству рассказчика, Башмачкин живёт жизнью замкнутой, нетипичной

для его собратьев-чиновников, едва замечает окружающий его мир, едва сознаёт в этом мире себя самого.
Башмачкин восходит к одной из разновидностей романтического героя, который чужд житейских интересов. По свидетельству рассказчика, Башмачкин живёт

Слайд 12«Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него

был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь

прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь… Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…»
«Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета…

Слайд 13
В повести много героев, даже мороз, как символ природной стихии,

становится персонажем: это он заставил Башмачкина внимательно рассмотреть свою шинель.

Визит Акакия Акакиевича к Петровичу становится поворотным в дальнейшей судьбе чиновника.
В повести много героев, даже мороз, как символ природной стихии, становится персонажем: это он заставил Башмачкина внимательно

Слайд 14Башмачкин «носит в мыслях своих вечную идею шинели». Эта «идея»

преобразила Башмачкина: «Огонь порою показывался в глазах его, в голове

мелькали дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Это была дерзкая мечта – куницу на воротник к шинели мог позволить себе едва ли не генерал…

В. Горяев.
Петрович снимает мерку

Башмачкин «носит в мыслях своих вечную идею шинели». Эта «идея» преобразила Башмачкина: «Огонь порою показывался в глазах

Слайд 15«Изгнать употребление чаю по вечерам»;
«не зажигать по вечерам свечи, а

если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и

работать при её свечке»;
«ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее,.. чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток»;
«как можно реже отдавать прачке мыть бельё, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате».

Способы экономии денег Башмачкина

«Изгнать употребление чаю по вечерам»;«не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату

Слайд 16

В.Горяев Сняли

мерку В шинели
В.Горяев

Слайд 17Новая шинель Башмачкина была замечена и произвела необыкновенное впечатление на

чиновников департамента – шинель тоже становится персонажем повести, ей уделяется

большее внимание, чем тому, кто её носит. Благодаря новой шинели Акакий Акакиевич был приглашён на чай к помощнику столоначальника. Башмачкин, приобретший шинель ценой двух-трёхмесячного голодания, теперь мог позволить себе посмотреть на богатую витрину, стоя рядом с очень «недурной женщиной и с мужчиной с бакенбардами и красивой эспаньолкой под губой».
Новая шинель Башмачкина была замечена и произвела необыкновенное впечатление на чиновников департамента – шинель тоже становится персонажем

Слайд 18После двух бокалов шампанского и весёлого вечера Башмачкин отправился домой

– время, как известно, опасное в бытовом и мистическом планах.

Не без страха вышел наш герой на «бесконечную площадь», «которая глядела страшной пустыней» - «точно море вокруг него». С. Бродский
После двух бокалов шампанского и весёлого вечера Башмачкин отправился домой – время, как известно, опасное в бытовом

Слайд 19Но и здесь поджидали его «какие-то люди с усами», запомнился

Башмачкину кулак «величиною с чиновничью голову», пинок коленом и громовой

голос: «А шинель-то моя!»
Так и лишился Акакий Акакиевич самого дорогого, что у него было.

Но и здесь поджидали его «какие-то люди с усами», запомнился Башмачкину кулак «величиною с чиновничью голову», пинок

Слайд 20Савва Бродский.
Шинель похищена

Савва Бродский. Шинель похищена

Слайд 21«Поутру рано отправился он к частному…» Частный принял как-то чрезвычайно

странно рассказ о грабительстве шинели. «…Он стал расспрашивать Акакия Акакиевича:

да почему он так поздно возвращался.., так что Акакий Акакиевич сконфузился совершенно и вышел от него, сам не зная, возымеет ли надлежащий ход дело о шинели или нет».
«Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу»,откуда «его вынесли почти без движения».
«Поутру рано отправился он к частному…» Частный принял как-то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели. «…Он стал

Слайд 22Савва Бродский. У « значительного лица»

Савва Бродский.  У « значительного лица»

Слайд 23Смерть Башмачкина
После визита к значительному лицу Башмачкин слёг в постель.

По вызову хозяйки к нему явился доктор, который «тут же

объявил ему чрез полтора суток непременный капут».
Акакия Акакиевича свезли и похоронили.
Смерть БашмачкинаПосле визита к значительному лицу Башмачкин слёг в постель. По вызову хозяйки к нему явился доктор,

Слайд 24
Авторский комментарий к этому событию значителен и настраивает на

философский лад: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому

не дорогое, ни для кого не интересное…» А в подтексте утверждается: каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно.
Авторский комментарий к этому событию значителен и настраивает на философский лад: «Исчезло и скрылось существо, никем

Слайд 25 У повести «фантастическое окончание». Ходит «по ночам

мертвец в виде чиновника», ищущий украденную шинель и сдирающий «со

всех плеч, не разбирая чин и звания, всякие шинели».
Встреча значительного лица с этим мертвецом влечёт за собой самые благотворные последствия: и значительное лицо присмирело, и мертвец успокоился…
У повести «фантастическое окончание». Ходит «по ночам мертвец в виде чиновника», ищущий украденную шинель

Слайд 26А.П.Григорьев: «В образе Акакия Акакиевича поэт начертал грань обмеления Божьего

создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная,

становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя».
В.Г.Белинский усмотрел в фигуре Башмачкина мотив социального обличения, сочувствия к социально угнетённому «маленькому человеку».
Какая мысль ближе вам?
А.П.Григорьев: «В образе Акакия Акакиевича поэт начертал грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и

Слайд 27Э. С. Афанасьев. О художественности повести Н. В. Гоголя «Шинель»//Литература

в школе. 2002. №6.
Н.В.Гоголь. Шинель. – М. – 2003.
З.М.Данильцева. Повесть

Н.В.Гоголя «Шинель»//Литература в школе.-2004.- №4.
Интернет
http://old.nikolay.gogol.ru/biografiya-n-v-gogolya.htm
С.А.Никифорова, статья «Изучение повести Н.Гоголя«Шинель»//Литература в школе. 2004. №4.

Литература

Э. С. Афанасьев. О художественности повести Н. В. Гоголя «Шинель»//Литература в школе. 2002. №6.Н.В.Гоголь. Шинель. – М.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика