Слайд 1Качества чтения:
1.Плавность
2.Правильность
3.Осознанность
4.Выразительность
Скорость
Слайд 2Что такое оптимальное чтение?
120 –до 150 слов в минуту.
Это диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека,
приспособился его артикуляционный аппарат.
Если взять часы со стрелками и посмотреть программу «Время» - скорость чтения дикторов телевидения варьируется в пределах от 90 до 170 слов в минуту.
Средняя скорость составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи – в оптимальном для осмысления материала.
Слайд 3Если у ученика скорость чтения гораздо ниже оптимальной, то отсюда
проистекают почти все беды школьной системы.
У ребёнка:
* Большие трудности при выполнении домашнего задания;
*Ему неинтересно на уроках;
*Он неусидчив;
*Не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука!
Скорость чтения – является самым важным фактором, фактором №1, из числа
влияющих на успеваемость .
Скорость чтения – фактор №1
Слайд 4Аспект обучения.
В 3 классе – 60 – 70% хорошистов.
В 4,
5 классах – снижается до 30-40 %.
Наиболее
сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе успеваемость падает.
В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника.
Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе всё большее и большее количество учеников.
В чём смысл психологического заражения,
наблюдается в 4, 5 классах.
Большинство учеников рассуждают так:
учиться хорошо – «4» и «5» - недостижимо!
«2» всё равно не поставят.
Значит, единственный вариант – тройка.
Хоть учись, хоть не учись – всё равно «тройка».
Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.
К концу 4 класса дети начинают хорошо понимать это,
а в 5 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учёбе, мягко говоря, наплевательски.
Педзапущенность.
Слайд 5Аспект развития.
Быстро читают те ученики, которые читают много.
В
процессе чтения совершенствуются
оперативная память,
устойчивость внимания.
От этих показателей, в свою очередь, зависит
умственная работоспособность
Слайд 6Аспект воспитания.
(достоверность статистики 95%)
Обязательность.
В 4 классе – растёт.
В 5 классе –
несколько падает.
В 6 классе – падает более сильно.
В 7 классе – не падает.
В 8,9 классе – повышается!
Слайд 7Экономический аспект.
Японский концерн «Хитачи» - 6000 рабочих.
Ежегодно – 120
– 130 тысяч рацпредложений, т.е. в среднем каждый рабочий подаёт
в год 20 рацпредложений.
Экономический эффект – более 250 миллионов долларов в год ( или более половины доходов концерна).
Экономисты Англии, Франции, Германии, США – нагрянули в Японию.
Оказалось: рабочих концерна «Хитачи» - отличает высокий уровень образованности.
У 90% рабочих – образование не ниже среднего западноевропейского.
Более половины рабочих – имеют высшее образование.
38% населения Японии – высшее образование.
Слайд 8На конец 4 класса:
80-90 слов в минуту.
100-120 слов в минуту.
130-150
слов в минуту.
Слайд 9Вася Б. 8 класс
38 слов в минуту..
Домашнее задание в день – 8
страниц учебника примерно 6500 слов.
6500:38= 170 минут, т.е. – 3часа.
3 ч.умножим на 3= 9 час.
9+6=15 (часовой рабочий день).
Есть ещё письменные задания!
По алгебре
Геометрии
Физике
Химии
Русскому языку
Английскому языку
Сочинения по литературе.
24 часов не хватит, значит обречён на неуспеваемость!
Слайд 10 80 слов в минуту.
8
стр. - 6500 слов.
6500:80=80 минут, т.е 1час 20 минут.
1ч 20мин.
умножаем на 3=4 ч.
4+6=10(часов)
Письменные задания!
Слайд 11 120 слов в минуту.
6500:120=50(минут)
50умножаем
на 3=
150 (минут)
примерно 2часа 30 минут
Слайд 12Выбирать Вам,
а не ребёнку!
«5» - 150
«4» -
120
«3» - 90
Слайд 13Не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения
ниже 400 слов в минуту ( про себя).
Считается, что
при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг, не справится с работой!
Слайд 14Ребёнок не читает потому, что
*Обладает малой скоростью мыслительных процессов:
анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, сравнение, умозаключение.
*Его заставляют читать.
*Его чтение
оценивается отметкой.
*Он беспомощен перед этой проблемой.
*Его поучают, упрекают, сравнивают с другими.
(т.е. его учат читать)
*Ему неинтересно!
Что делать?
Как помочь?
Положительные чувства –
Праздник похода в книжный магазин.
Личный пример родителей.
Посещение библиотек.
Стимулирование.
Систематичность.
Чтение по образцу.
Хоровое чтение.
«Речевые зарядки»
(На горке у речки уродилась гречка).
Самостоятельно подсчитывать результат
(купить песочные часы).
Запись результатов
(лучшие показать учителю)
Слайд 16 Начать вырабатывать навык
правильной работы с текстом.
1раз –
про себя (непонятные слова,
предложение).
2раз – про себя (главные, основные по смыслу слова – подчеркнуть)
3раз – вслух – выразительно
(чётко, можно по слогам, прочитывая незнакомые или длинные слова;
Главные слова – громче!
На точках делать паузы, чтобы сделать вдох!
4 раз – пересказ
(можно подглядывать –незнакомые слова, обязательно – главные, основные слова).
Слайд 17 Самое эффективное упражнение!
Песочные часы!
1, 2, 3 разы – читать не более 30 секунд!
1 раз – плавно, медленно, по слогам, без ошибок.
2 раз – так же, но чуть-чуть быстрее!
3 раз – «скороговоркой»,
но проговаривая ОКОНЧАНИЯ!
4 раз - выразительно!
НЕ останавливаясь, читаем до конца
в этом темпе.
Оперативная память.
Чтение часто
тормозится из-за слаборазвитой
оперативной памяти.
Например:
Предложение состоит из 6-8 слов. Дочитав до последнего слова, ребёнок уже не помнит первых слов – результат – не может уловить смысл прочитанного!
Зрительные диктанты –
а/ Плотно сожми губы и зубы.
б/ Читай глазами.
в/ Читай как можно быстрее, но по слогам.
г/ Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
(Загадки, пословицы, поговорки, слоганы из рекламы, «Наша Таня громко плачет…», потешки)
Словарные слова:
(начиная с 2 и до возраст + 1).
Титры в телевизоре –
имя или фамилию
(так же в компьютере –слоги, слова).
Бегущая строка
(через слово, попеременно с кем-то из взрослых).
Слайд 19Расширение поля зрения.
Методика В.Эдигея.
Несколько уровней сложности.
люк + си – ки
+ ту + ра –у =
2. Найди лишнее слово, которое
не подходит по смыслу.
иргт
двеемдь
исал
долавоз
и другие.
Чтобы было интереснее!
Стоя.
Поворот на 90, 180 градусов.
Через слово. (можно
«цепочкой»)
Линейки по полям.
С рассыпанными пуговицами на странице или спичками -3-6 штук.
Закрыть маленькими квадратиками окончания слов.
Читаем только :
имена существительные или
имена прилагательные, или
глаголы, или
предлог с существительным, или
прилагательное с существительным.
Читаем первыми слогами.
Щадящее чтение
Диафильмы !
Слайд 21Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что перед
глазами всегда, постоянно, а то что мелькает, то есть, то
нет, то есть.
Именно это создаёт раздражение и запоминается непроизвольно, без всяких усилий.
Если мы хотим развить навык до автоматизма, то ежедневно, через промежутки даём небольшое по объёму упражнение.
Правила чтения:
Читай без пальца и
закладки.
Следи, чтобы глаза двигались
по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимателен
к каждому слову.
Старайся понять, о чём читаешь.
Читай ежедневно
вслух и «про себя».
Учитель-логопед Позднякова Е.А.