Слайд 1Слово о полку Игореве
Выполнила: учительница МОУ «Аминевская СОШ»
Кульмухаметова Маулида
Батыровна
Урок литературы в 9 классе.
Слайд 2Цели
Дать учащимся основные представления об истории создания величайшего памятника Древней
Руси «Слово о полку Игореве»
Развивать познавательную активность
Воспитать любовь к Отчизне,
Родине
Слайд 3литература
В.Я.Коровина Учебник-хрестоматия для 9 класса М.: «Просвещение» 2005 г.
В.Я.Коровина Литература
9 класс: Метод. Советы М.: «Просвещение» 2004 г.
В.И.Охотникова «Древнерусская литература
5-9 классы» М.: «Просвещение» 2005 г.
Слайд 4Эпиграф
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
Слайд 5Ход урока
I.Проверка домашнего задания:
Беседа по вопросам:
Когда и как начиналась русская
литература?
Каковы ее первые произведения?
Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны
современному читателю?
Слайд 6Викторина «Узнайте по отрывку произведение и определите его жанр»
-Что умеете
хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь
– как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…
Слайд 7-Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как
рассказывают, правил князь по имени Павел.
И вот случилось так,
что дьявол, искони ненавидящий род человеческий, вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя. Жене князя Павла он являлся в виде змия, всем же остальным представлялось, что сам князь сидит с женою своею. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.
Слайд 8Ответы на вопросы викторины
Поучение, повесть, летопись
Поучение – это проникновенная беседа
о духовных ценностях.
Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.
Слайд 9Изучение нового материала
«Слово о полку Игореве» считается самым
известным, значительным и
художественно
совершенным произведением древнерусской
литературы. Это произведение относится к жанру
летопись.
Летопись –
повествование о событиях
исторической важности, расположенных «по
летам», то есть в хронологической
последовательности.
Слайд 10Знакомство со «Словом о полку Игореве»
Выразительное чтение учителем начала
древнерусского текста.
Знакомство с прозаическим(Д.С. Лихачев) и стихотворным переводами этого же
отрывка Н. Заболоцкого.
Слайд 11История открытия «Слово о полку Игореве»
Известный любитель и собиратель русских
древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века
приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.
В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.
В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.
Слайд 13В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное
древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств,
лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское– всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, и совершали опасные набеги на Русь. 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал.
Слайд 14композиция
Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение
событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской
земли.
Звучит музыкальный фрагмент “Вступление” в исполнении М. Северского.
Слайд 15Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода
в поход. Соучастницей происходящего является природа.
Слайд 16Столкновения Игоря
Первый бой –победа
Сон
Второй бой – поражение
Слайд 17Беседа по вопросам
Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана
лаконично, а вторая пространно. Почему?
- Каковы для Руси последствия поражения
Игоря?
- Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?
- Куда действие переносится во второй части?
Слайд 18Золотое слово Святослава
Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?
-
Как он относится к случившемуся?
- “И тогда великий Святослав //
Изронил свое златое слово…” В чем суть его?
Слайд 19Плач Ярославны
Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. От последствий похода
страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав
мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой”. Природа помогает ему в пути на родину.
Слайд 20Заключение
Понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В
зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое
повествование «От старого Владимера до нынешнего Игоря. Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего Времени»- постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим.
Слайд 21Домашнее задание
Выпишите художественно- выразительные средства.
Нарисуйте словесную картину битвы.