Разделы презентаций


Смоляне в древнерусской литературе

Содержание

Начало XII в. - до первой четверти XIII в. – это период появления новых и новых литературных центров: Владимира – Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира – Волынского;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок 4
Смоляне в древнерусской литературе
МКОУ

Юшинская ООШ
Сычёвский район Смоленской области

Презентацию создала
Долотовская Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы
высшей категории





2013 г.
Урок 4 Смоляне в древнерусской     литературеМКОУ Юшинская ООШ Сычёвский район Смоленской областиПрезентацию создала

Слайд 2Начало XII в. - до первой четверти XIII в. –

это период появления новых и новых литературных центров:
Владимира –

Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира – Волынского;
появляются местные черты и местные темы в литературе, разнообразятся жанры;
в литературу вносится сильная струя злободневности и публицистичности.
Начало XII в. - до первой четверти XIII в. – это период появления новых и новых литературных

Слайд 3 Сказание о Борисе и Глебе

(Конец XI- начало XII века)
Сказание написано

в середине XI векаСказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170 списках. Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.
Сказание о Борисе и Глебе       (Конец XI- начало

Слайд 4 И была принесена жертва господу чистая

и благоуханная, и поднялся в небесные обители к господу, и

свиделся с любимым братом, и восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили. 
Когда убили Глеба, то бросили его в пустынном месте меж двух колод. Но господь, не оставляющий своих рабов, — как сказал Давид, — «хранит все кости их, и ни одна из них не сокрушится». 
И была принесена жертва господу чистая и благоуханная, и поднялся в небесные обители

Слайд 7Ярослав принял всю землю Русскую.И начал он расспра-
шивать о телах

святых — как и где похоронены?
И о святом Борисе

поведали ему, что похоронен в
Вышгороде. А о святом Глебе не все знали, что у
Смоленска был убит. И тогда рассказали Ярославу, что
слышали от приходящих оттуда: как видели свет и свечи в
пустынном месте. И, услышав это, Ярослав послал
к Смоленску священников разузнать, в чем дело, говоря:
«Это брат мой». И нашли его, где были видения, и, придя
туда с крестами, и свечами многими, и с кадилами,
торжественно положила Глеба в ладью и, возвратившись,
похоронили его в Вышгороде, где лежит тело
преблаженного Бориса: раскопав землю, тут и Глеба
положили с подобающим почетом. 
Из «Сказания о Борисе и Глебе»

Ярослав принял всю землю Русскую.И начал он расспра-шивать о телах святых — как и где похоронены? И

Слайд 8И вот что чудесно и дивно и памяти достойно: столько

лет лежало тело святого Глеба и оставалось невредимым, не тронутым

ни хищным зверем, ни червями, даже не почернело, как обычно случается с телами мертвых, но оставалось светлым и красивым, целым и благоуханным. Так бог сохранил тело своего страстотерпца. 
Из «Сказания о Борисе и Глебе»
И вот что чудесно и дивно и памяти достойно: столько лет лежало тело святого Глеба и оставалось

Слайд 9Вопросы и задания:
Почему Святополк задумал убить Бориса и Глеба?
Выпишите из

текста жития словосочетания, характеризующие Святополка.
С какой целью остановились на реке

Смядынь герои сказания?
Как вы поняли значение фразы: «Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина…»?
В чём нравственная сила «Сказания о Борисе и Глебе»? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при формулировке вывода.
Вопросы и задания:Почему Святополк задумал убить Бориса и Глеба?Выпишите из текста жития словосочетания, характеризующие Святополка.С какой целью

Слайд 10 Авраамий рожден и воспитан был в Смоленске –граде. Молитвами

роди-телей и мило-стынями испро-шен от Бога.
( 1150 — 21.08./3.09.1221 г.)
ЖИТИЕ

ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ,
СМОЛЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА
Авраамий рожден и воспитан был в Смоленске –граде. Молитвами роди-телей и мило-стынями испро-шен от Бога.( 1150 —

Слайд 12 Авраамий постоянно, совершенствовал свои знания, изучая произведения не

только русских, но и европейских авторов.
Он совершенствовал

свое искусство оратора, певчего, живописца.
Он долгие годы трудился над составлением библиотеки, сам переписывал книги, вовлекая в эту работу многих писцов

Авраамий постоянно, совершенствовал свои знания, изучая произведения не только русских, но и европейских авторов.

Слайд 13Человек создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться

в красивые одежды, а для того чтобы угодить Богу.

Жизнь земная – это война, а для её успешного ведения необходимо иметь точнейшее оружие, для брани духовной необходим опыт святых мужей. Чтобы точно определить, какое духовное оружие полезно и в каком случае. Этим оружием являются знания.
Авраамий Смоленский.

Человек создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того чтобы

Слайд 14 На проповеди Авраамия стекалось множество народа, поскольку

он был не только очень начитан, но был «хитр… не

токмо почитати, но протолковати».
В нем открылся дар учительства, обеспечивший ему огромную популярность среди паствы. Это вызвало зависть.
Игумен монастыря также стал его недругом: «Аз за тя отвечаю у Бога, ты же престани уча!»
Поэтому подвижник вынужден был удалиться в Смоленский Кресто-воздвиженский монастырь и там продолжил свое учительство.

На проповеди Авраамия стекалось множество народа, поскольку он был не только очень начитан, но

Слайд 15 В Смоленске вновь начались пресле-дования Авраамия.

Его обвиняли в ереси, развращении юношества, а также в чтении

запрещенных книг .
Авраамию пришлось вернуться назад в Богородицкий монастырь.
В Смоленске наступила страшная засуха, которая не прекратилась несмотря на отслуженный епископом Игнатием молебен о ниспослании дождя с крестным ходом.
Тогда многие вспомнили о несправед-ливости по отношению к Авраамию.

В Смоленске вновь начались пресле-дования Авраамия. Его обвиняли в ереси, развращении юношества, а

Слайд 16« И Бог услышал молитву праведника. Не успел ещё преподобный

Авраамий дойти до своего монастыря, как появились на небе чёрные

тучи и налился сильный дождь, который шёл в течение нескольких часов и обильно напоил иссохшую землю. Возрадовались тогда жители Смоленска».
Ефрем


С этого времени жизнь Авраамия меняется. Епископ Игнатий устраивает рядом со Смоленском монастырь в честь Положения святых риз и пояса пресвятой Богородицы и назначает Авраамия его игуменом.
Этот монастырь получил позднее имя Авраамиев.

« И Бог услышал молитву праведника. Не успел ещё преподобный Авраамий дойти до своего монастыря, как появились

Слайд 17

Проведя 50 лет в подвигах благочестия, примерно в 1219 году,,

после непродол-жительной болезни преподобный Авраамий Смоленский закончил свой земной путь.

Спустя некоторое время один из его учеников – Ефрем написал о нём житийное повествование.

Проведя 50 лет в подвигах благочестия, примерно в 1219 году,, после непродол-жительной болезни преподобный Авраамий Смоленский закончил

Слайд 18А божественную литургию, кото-рую Христос велел творить за весь мир,

он с большим усердием совершал, и ни единого дня не

про-пускал, и делал это, как известно многим, до самой смерти, и не оставил церковных правил, и бо-жественной литургии, и своего подвига.
Из «Жития Авраамия Смоленского».
А божественную литургию, кото-рую Христос велел творить за весь мир, он с большим усердием совершал, и ни

Слайд 19Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему современники называли архимандрита Авраамия

«лествицей высокого благочестия духовного»?
Почему Авраамия Смоленского недостаточно оценили при

его жизни?
Подумайте и объясните, почему широкая образованность и свобода мысли Авраамия навлекли на него обвинения недругов в ереси?
Что привлекает вас в образе Авраамия Смоленского?


Вопросы и задания:Как вы думаете, почему современники называли архимандрита Авраамия «лествицей высокого благочестия духовного»? Почему Авраамия Смоленского

Слайд 20Повесть о Меркурии Смоленском
Меркурий Смоленский – полулегендарный герой периода

борьбы против монголо – татар. Существует несколько произведений фольклорного и

литературного плана, художественно отразивших подвиг воина – спасителя богоизбранного города Смоленска.
Повесть о Меркурии Смоленском Меркурий Смоленский – полулегендарный герой периода борьбы против монголо – татар. Существует несколько

Слайд 21Жил-был некий человек в городе Смоленске, по имени Меркурий. Был

он юн и благочестив. Поучался он день и ночь заповедям

Господним, цветя преподобным житием. Сиял он постом и молитвой, словно звезда богоявленная посреди всего мира. Был он чувствителен и возвышен душою. Часто приходил ко кресту молиться за всех мирян в Петровскую сотню.
Жил-был некий человек в городе Смоленске, по имени Меркурий. Был он юн и благочестив. Поучался он день

Слайд 22 В то время злочестивый царь

Батый пленил Русскую землю…
Люди же пребывали

в великой печали…
Пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Дитя мое, Меркурий, избранник мой, я посылаю тебя: иди быстро и отомсти за кровь христианскую. Победи злочестивого царя Батыя и все войско его. Потом придет к тебе человек светлоликий, отдай в руку его все оружие свое, и он отсечет тебе голову. Ты же возьми ее в руку свою и прийди в свой город, и там ты примешь кончину, и положено будет тело твое в моей церкви». 
В то время злочестивый царь Батый пленил Русскую землю…

Слайд 23 Взяла пречистая Богородица в полу одежды своей

честное тело святого и принесла его в соборную церковь и

положила его в гроб на том месте, где и доныне стоит, всеми видим, творя чудеса во славу Христа Бога нашего, благоухая, как кипарис.
Взяла пречистая Богородица в полу одежды своей честное тело святого и принесла его в

Слайд 24Памятник на месте гибели Меркурия Смоленского . Автор Артамонов Александр

Памятник на месте гибели Меркурия Смоленского . Автор Артамонов Александр

Слайд 25Вопросы и задания:
В чём состоит христианский подвиг Меркурия Смоленского?
Как вы

понимаете выражение «воин от юности своей»?
Почему Божией Матерью был отмечен

и выбран как воин на битву с монголо-татарами именно Меркурий?
Почему Господь Бог покарал русских людей нашествием Батыева воинства? Как вы думаете, за что? Найдите то место в тексте, где говорится о последствиях монгольского нашествия.


Вопросы и задания:В чём состоит христианский подвиг Меркурия Смоленского?Как вы понимаете выражение «воин от юности своей»?Почему Божией

Слайд 26
Список литературы:
Меркин Г.С. «Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. Том

1,2.»(Траст-имаком, 1994г.)
Стукалов А. «Край мой Смоленский»(Смоленск, 2001г.)
Трофимов И.Т. «Писатели

Смоленщины. Библиографический справочник.»(Смоленское книжное издательство, 1959г.)
Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины»(Московский рабочий, 1973г.)
www.naslediesmolensk.ru


Список литературы:Меркин Г.С. «Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. Том 1,2.»(Траст-имаком, 1994г.) Стукалов А. «Край мой Смоленский»(Смоленск,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика