Слайд 1Урок 4
Смоляне в древнерусской литературе
МКОУ
Юшинская ООШ
Сычёвский район Смоленской области
Презентацию создала
Долотовская Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2013 г.
Слайд 2Начало XII в. - до первой четверти XIII в. –
это период появления новых и новых литературных центров:
Владимира –
Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира – Волынского;
появляются местные черты и местные темы в литературе, разнообразятся жанры;
в литературу вносится сильная струя злободневности и публицистичности.
Слайд 3 Сказание о Борисе и Глебе
(Конец XI- начало XII века)
Сказание написано
в середине XI векаСказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170 списках. Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.
Слайд 4 И была принесена жертва господу чистая
и благоуханная, и поднялся в небесные обители к господу, и
свиделся с любимым братом, и восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили.
Когда убили Глеба, то бросили его в пустынном месте меж двух колод. Но господь, не оставляющий своих рабов, — как сказал Давид, — «хранит все кости их, и ни одна из них не сокрушится».
Слайд 7Ярослав принял всю землю Русскую.И начал он расспра-
шивать о телах
святых — как и где похоронены?
И о святом Борисе
поведали ему, что похоронен в
Вышгороде. А о святом Глебе не все знали, что у
Смоленска был убит. И тогда рассказали Ярославу, что
слышали от приходящих оттуда: как видели свет и свечи в
пустынном месте. И, услышав это, Ярослав послал
к Смоленску священников разузнать, в чем дело, говоря:
«Это брат мой». И нашли его, где были видения, и, придя
туда с крестами, и свечами многими, и с кадилами,
торжественно положила Глеба в ладью и, возвратившись,
похоронили его в Вышгороде, где лежит тело
преблаженного Бориса: раскопав землю, тут и Глеба
положили с подобающим почетом.
Из «Сказания о Борисе и Глебе»
Слайд 8И вот что чудесно и дивно и памяти достойно: столько
лет лежало тело святого Глеба и оставалось невредимым, не тронутым
ни хищным зверем, ни червями, даже не почернело, как обычно случается с телами мертвых, но оставалось светлым и красивым, целым и благоуханным. Так бог сохранил тело своего страстотерпца.
Из «Сказания о Борисе и Глебе»
Слайд 9Вопросы и задания:
Почему Святополк задумал убить Бориса и Глеба?
Выпишите из
текста жития словосочетания, характеризующие Святополка.
С какой целью остановились на реке
Смядынь герои сказания?
Как вы поняли значение фразы: «Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина…»?
В чём нравственная сила «Сказания о Борисе и Глебе»? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при формулировке вывода.
Слайд 10 Авраамий рожден и воспитан был в Смоленске –граде. Молитвами
роди-телей и мило-стынями испро-шен от Бога.
( 1150 — 21.08./3.09.1221 г.)
ЖИТИЕ
ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ,
СМОЛЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА
Слайд 12 Авраамий постоянно, совершенствовал свои знания, изучая произведения не
только русских, но и европейских авторов.
Он совершенствовал
свое искусство оратора, певчего, живописца.
Он долгие годы трудился над составлением библиотеки, сам переписывал книги, вовлекая в эту работу многих писцов
Слайд 13Человек создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться
в красивые одежды, а для того чтобы угодить Богу.
Жизнь земная – это война, а для её успешного ведения необходимо иметь точнейшее оружие, для брани духовной необходим опыт святых мужей. Чтобы точно определить, какое духовное оружие полезно и в каком случае. Этим оружием являются знания.
Авраамий Смоленский.
Слайд 14 На проповеди Авраамия стекалось множество народа, поскольку
он был не только очень начитан, но был «хитр… не
токмо почитати, но протолковати».
В нем открылся дар учительства, обеспечивший ему огромную популярность среди паствы. Это вызвало зависть.
Игумен монастыря также стал его недругом: «Аз за тя отвечаю у Бога, ты же престани уча!»
Поэтому подвижник вынужден был удалиться в Смоленский Кресто-воздвиженский монастырь и там продолжил свое учительство.
Слайд 15 В Смоленске вновь начались пресле-дования Авраамия.
Его обвиняли в ереси, развращении юношества, а также в чтении
запрещенных книг .
Авраамию пришлось вернуться назад в Богородицкий монастырь.
В Смоленске наступила страшная засуха, которая не прекратилась несмотря на отслуженный епископом Игнатием молебен о ниспослании дождя с крестным ходом.
Тогда многие вспомнили о несправед-ливости по отношению к Авраамию.
Слайд 16« И Бог услышал молитву праведника. Не успел ещё преподобный
Авраамий дойти до своего монастыря, как появились на небе чёрные
тучи и налился сильный дождь, который шёл в течение нескольких часов и обильно напоил иссохшую землю. Возрадовались тогда жители Смоленска».
Ефрем
С этого времени жизнь Авраамия меняется. Епископ Игнатий устраивает рядом со Смоленском монастырь в честь Положения святых риз и пояса пресвятой Богородицы и назначает Авраамия его игуменом.
Этот монастырь получил позднее имя Авраамиев.
Слайд 17
Проведя 50 лет в подвигах благочестия, примерно в 1219 году,,
после непродол-жительной болезни преподобный Авраамий Смоленский закончил свой земной путь.
Спустя некоторое время один из его учеников – Ефрем написал о нём житийное повествование.
Слайд 18А божественную литургию, кото-рую Христос велел творить за весь мир,
он с большим усердием совершал, и ни единого дня не
про-пускал, и делал это, как известно многим, до самой смерти, и не оставил церковных правил, и бо-жественной литургии, и своего подвига.
Из «Жития Авраамия Смоленского».
Слайд 19Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему современники называли архимандрита Авраамия
«лествицей высокого благочестия духовного»?
Почему Авраамия Смоленского недостаточно оценили при
его жизни?
Подумайте и объясните, почему широкая образованность и свобода мысли Авраамия навлекли на него обвинения недругов в ереси?
Что привлекает вас в образе Авраамия Смоленского?
Слайд 20Повесть о Меркурии Смоленском
Меркурий Смоленский – полулегендарный герой периода
борьбы против монголо – татар. Существует несколько произведений фольклорного и
литературного плана, художественно отразивших подвиг воина – спасителя богоизбранного города Смоленска.
Слайд 21Жил-был некий человек в городе Смоленске, по имени Меркурий. Был
он юн и благочестив. Поучался он день и ночь заповедям
Господним, цветя преподобным житием. Сиял он постом и молитвой, словно звезда богоявленная посреди всего мира. Был он чувствителен и возвышен душою. Часто приходил ко кресту молиться за всех мирян в Петровскую сотню.
Слайд 22 В то время злочестивый царь
Батый пленил Русскую землю…
Люди же пребывали
в великой печали…
Пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Дитя мое, Меркурий, избранник мой, я посылаю тебя: иди быстро и отомсти за кровь христианскую. Победи злочестивого царя Батыя и все войско его. Потом придет к тебе человек светлоликий, отдай в руку его все оружие свое, и он отсечет тебе голову. Ты же возьми ее в руку свою и прийди в свой город, и там ты примешь кончину, и положено будет тело твое в моей церкви».
Слайд 23 Взяла пречистая Богородица в полу одежды своей
честное тело святого и принесла его в соборную церковь и
положила его в гроб на том месте, где и доныне стоит, всеми видим, творя чудеса во славу Христа Бога нашего, благоухая, как кипарис.
Слайд 24Памятник на месте гибели Меркурия Смоленского . Автор Артамонов Александр
Слайд 25Вопросы и задания:
В чём состоит христианский подвиг Меркурия Смоленского?
Как вы
понимаете выражение «воин от юности своей»?
Почему Божией Матерью был отмечен
и выбран как воин на битву с монголо-татарами именно Меркурий?
Почему Господь Бог покарал русских людей нашествием Батыева воинства? Как вы думаете, за что? Найдите то место в тексте, где говорится о последствиях монгольского нашествия.
Слайд 26
Список литературы:
Меркин Г.С. «Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. Том
1,2.»(Траст-имаком, 1994г.)
Стукалов А. «Край мой Смоленский»(Смоленск, 2001г.)
Трофимов И.Т. «Писатели
Смоленщины. Библиографический справочник.»(Смоленское книжное издательство, 1959г.)
Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины»(Московский рабочий, 1973г.)
www.naslediesmolensk.ru