Слайд 1
Рабочее название урока «Дети подземелья» или «В дурном обществе»
Старновская
Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МОБУ ТАЛАКАНСКАЯ СОШ
№ 6 Амурская область Бурейский район
Смысл названия и основные идеи повести
(повесть
В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Слайд 2Давайте вспомним, как называется повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»
В
других изданиях печатался отрывок данной повести, который имел самостоятельное название
«Дети подземелья»
Как вы думаете, какое из названий полнее отражает содержание и почему.
Давайте, чтобы быть уверенными в этом, ещё раз попробуем определить основные смыслы данного текста.
Формулируем тему урока:
«Дети подземелья» или «В дурном
обществе»?
Слайд 4
Какое название глубже и точнее?
Давайте рассмотрим смысл названия.
- Попробуйте
сформулировать, на чём могло быть сосредоточено внимание автора, если бы
повесть носила подобное название.
Информация для учителя
Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь нищих детей: Валека и Маруси. Задачу свою Короленко, вероятно, видел бы в описании тех нечеловеческих условий, в которых живут эти дети, в том, чтобы пробудить к ним сострадание читателя. Всё это в повести есть, но повесть всё же не только об этом, и центральным её героем является Вася, тот, от чьего имени ведётся повествование.
Слайд 6
- Теперь давайте подумаем: в чём, на ваш взгляд, смысл
названия «В дурном обществе»?
Что нам нужно знать, чтобы ответить
на этот вопрос?
Давайте составим план повести и постараемся ответить на вопросы плана:
А). Какое общество в повести считали «дурным»?
1. Что такое дурное общество?
Информация для учителя
Во-первых, что такое дурное общество?
Состоятельные люди, «чистая публика», а также бывшие графские слуги, жившие в развалинах старого замка (если повесть читалась полностью), считали дурным обществом воров, бродяг, «жалких оборванцев», ютившихся вокруг заброшенной часовни и считавших Тыбурция Драба своим «организатором и руководителем». В это общество попадает Вася, сын судьи. Мальчик из хорошей семьи оказывается в дурном обществе, становится там своим. Если бы название повести прозвучало в устах тех, кто в самом деле считал это общество дурным, оно носило бы совершенно серьёзный характер, а Васино поведение вызывало бы сожаление и осуждение.
Слайд 8
Б). Какое общество было
«дурным» для самого автора?
Информация для учителя
Как же звучит это название в устах автора? Как он относится к дурному обществу и его влиянию на Васю? Каковы основные идеи произведения?
Члены дурного общества менее всего вызывают осуждение писателя.
Короленко считает, что несправедлива и ужасна жизнь, которая заставляет Тыбурция произносить речи в кабаках на потеху мужикам, которая заставляет его и Валека воровать, потому что «Маня голодна», которая отнимает жизнь у девочки, не видевшей ни разу настоящей куклы, которая лишает детей «дома». Вместе с тем, эти люди, составляющие дурное общество, сохраняют своеобразное достоинство и знают, что такое любовь, дружба, благодарность, истинная порядочность. Именно здесь герой повести обретает тепло и участие, здесь он понимает, что и он кому-то нужен, что его любят и ждут. С другой стороны общество, которое для мальчика «дурным» не считалось, не принимало его, не помогало ему, выказывало ложь и лицемерие.
Слайд 10
2. Что и почему происходит с главным героем повести, Васей
при его знакомстве с «дурным обществом»?
Информация для учителя
Человек, говорит Короленко, тем более ребёнок, не может быть один: он должен чувствовать чью-то любовь и сам творить добро. Вася удивлялся, что дети могут жить без дома, но, в сущности, без дома жил он сам после смерти матери, и он обрёл свой дом в тёмном и мрачном подземелье.
Тыбурций считает, что для Васи полезно знакомство с ними. Короленко утверждает, что для становления человека необходимо умение принимать близко к сердцу чужое горе, необходимы сильные переживания, знание реальной жизни.
Слайд 12
3. Какие события помогают Васе по-новому взглянуть
на себя и на своего отца?
Информация для учителя
Горе может стать уделом любого. Неважно, вор ты или судья. Самое главное, чтобы ты при этом не утратил человеческого облика, не бросил в беде своего ребёнка, не разучился быть сострадательным и добрым –такова важнейшая мысль автора повести.
Слайд 14
4. Смыслы, которые вкладывает автор в
название повести.
Слайд 15
Информация для учителя
«Дурное общество» –это
выражение в устах В.Г. Короленко звучит иронически. Он вовсе не
считает это общество дурным для Васи. Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое-рассказчике все лучшие черты его характера.
Слайд 16
- Как вы думаете, финал повести оптимистичный или пессимистичный?
-
Перечитываем окончание повести (индивидуальная работа) и стараемся сформулировать ответ.
- Как
вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?».
- Давайте попробуем определить для себя: что такое повесть?
Слайд 17
эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом
сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но
менее развёрнутое, чем роман. (см. словарь).
Почти всегда главная её особенность – одна центральная линия повествования, один главный герой
Повесть
Мы можем сказать, что «В дурном обществе» - название, наиболее
полно отражающее смыслы повести В.Г. Короленко. Подводя итоги, мы резюмируем, что повесть написана с использованием детских воспоминаний В.Г. Короленко; она рассказывает о становлении и взрослении ребёнка в тот момент, когда он чувствует в себе сострадание к другим. Наконец, она о том, что настоящая любовь – это то, что отличает настоящее общество от дурного, невзирая на богатство, престиж и общественное положение..
Итог урока.