Слайд 1Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Слайд 2
Какую характеристику даёт себе сам герой?
“Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,
Я
– природный дурак”,
“Я – человек облегчённого типа”.
Слайд 3Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания
и миропонимания.
Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся
и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище.
Слайд 4Каково значение слова “сокровенный”?
Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный;
хранимый в глубине души, заветный.
В словаре В.И. Даля следующее
определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
Слайд 5Что стоит за понятием сокровенного в человеке?
Святое, хранимое в глубине
души, то, что определяет сущность человека, истину.
Как автору удаётся
раскрыть тайное, овенное в человеке?
Через портрет героя, отношение к другим людям.
Рисует ли нам автор портрет героя? повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности.
Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
Слайд 6Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?
Через отношение героя
к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного
беспокойства…”
В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.
Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
Слайд 7Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы
читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость,
хотя к ней мало был причастен”.
После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.
“Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.
Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.
Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.
Слайд 8наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине.
Как автор показывает эту неразрывную связь?
“Ему лишь бы машина была,
там он считал себя дома…”
“Близ машины он всегда был добродушен…”
“Писал рапорты о болезнях машины…”
“Переделал двигатель по своему пониманию…”
Слайд 9в
Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком.
Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.
По отношению к машине Платонов
создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?
Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.
Слайд 10Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало;
люди живые и сами за себя постоят, а машина -
нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.
Слайд 11Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?
Мир природы,
пространство, движение.
“Пухов всегда удивлялся пространству…”
“Чувствовал землю…
“Неиспытанное чувство полного удовольствия…”
к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…
Слайд 12Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест
эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь
и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.
Слайд 14Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он
гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет
пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.
Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.
Слайд 15Каким мы видим героя в конце пути?
Пухов прошел испытания,
не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил
чистое, светлое начало, чистую душу.
Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.