Слайд 1Солнце русской поэзии
(Жизнь и творчество А.С. Пушкина)
Слайд 2Александр
Сергеевич
Пушкин
1799-1837
Слайд 3 Пушкин-ребенок. 1800-1802
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве
26 мая (6
июня) 1799 года
в дворянской помещичьей
семье
В день праздника Вознесения.
Слайд 4Семья
Отец , Сергей
Львович
(1770-1838г.),
принадлежал к
древнему
дворянскому
роду,
упоминаемому
в Летописях со
времен Ивана
Грозного
Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева
(1797-1868г.)
Брат,
Лев Сергеевич Пушкин
(1805-1852г.
Мать, Надежда Осиповна Пушкина
(1775-1836г.) , была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого»
Слайд 5Отец,
Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу,
был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
С.Л.
Пушкин. 1824.
Слайд 6Мать,
Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому
генералу Ганнибалу.
Н.О. Пушкина. 1800-е гг.
Прадедушка,
Абрам Петрович Ганнибал:
"Арап Петра
Великого"
А.П. Ганнибал
Слайд 7
ДЕТСТВО (1799-1811)
Александр
Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной
майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганннибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.
Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой. Сергей Львович имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках.
Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык.
Слайд 8Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй -
Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.
Ольга Сергеевна
Лев Сергеевич
Александр Сергеевич
Слайд 9Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна
Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и
няня Арина Родионовна.
Ганнибал
Мария Алексеевна
Яковлева
Арина Родионовна
Слайд 10Детство
Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, которая была
неграмотной, но знала много и говорила складно.
Именно у своей няни
Пушкин получил первые уроки литературного мастерства.
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
После он напишет:
Слайд 11
Елоховский Богоявленский собор, в котором крестили А.С.Пушкина.
Слайд 12
Село Захарово, имение бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал
Слайд 13Успехи и неудачи
в домашнем образовании
Как и принято в дворянских
семьях, маленькому Пушкину нанимают гувернера-иностранца. И с 7 лет Саша
начинает изучать немецкий, французский и английский языки. Поэтому свои первые стихи он пишет именно на французском. С 9 лет у него появляется страсть к чтению. Но из всех предметов Саша так и не полюбил арифметику.
Слайд 14В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только
что открывшееся
19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский
Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
Слайд 15Лицей (1811-1817)
Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции,
во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как
был придворным учебным заведением. Лицей на всю жизнь узами дружбы соединил Пушкина с И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом, К.К. Данзасом и В.К. Кюхельбекером.
Слайд 17В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул,
стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…»
И.И.Пущин. «Записки о Пушкине».
Комната Александра Пушкина
Слайд 19Антон Антонович
Дельвиг
Иван Иванович
Пущин
Близкие друзья Пушкина по Лицею.
Пушкин сохранил лицейскую дружбу
и культ Лицея на всю жизнь.
Вильгельм Карлович
Кюхельбекер
Слайд 20В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое
стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина.
Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.
9 июня состоялись выпускные экзамены.
"Пушкин в Царском Селе«.(Картина И. Репина, 1911.)
Слайд 21Лицей заменил Пушкину детство.
Лицей был закончен - детство прошло.
Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию
иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
Слайд 22 С имением своей матери, селом Михайловским в Псковской губернии,
Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой
жизни - с 1817 по 1836 г.г.
Под вашу сень,
Михайловские рощи,
Являлся я –
когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был –
Веселым юношей,
беспечно, жадно
Я приступал лишь
только к жизни; - годы
Промчалися - и вы
во мне прияли
Усталого пришельца.
Михайловское
Слайд 25Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или
уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он
был хорошо знаком.
А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»
Тригорское
Слайд 27Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и
самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли
дома", - вспоминали дворовые люди с. Михайловского.
Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).
Слайд 28Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему
крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к
ней обращенных.
Иллюстрация
к стихотворению
«Зимний вечер»
…Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Слайд 29Чуть более двух лет длилась ссылка в с.Михайловское. Она закончилась
в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву.
В мае
1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
Слайд 30Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей
сразу самовольно уехал на Кавказ.
Слайд 316 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Натальей
Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян,
расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения- с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино
с 7 сентября по 2 декабря
1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.
Слайд 3318 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его
венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с
женой в Москве, сняв квартиру на Арбате
Квартира Пушкина
в Москве на Арбате
С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.
Квартира Пушкина в
Петербурге на
Набережной Мойки
Слайд 34
Натали Гончарова, церковь Вознесения, где проходило венчание
Слайд 35Старшая дочь
Мария Александровна
Пушкина
(1832-1919г.)
Старший сын Александр Александрович
Пушкин
(1833-1914г.)
Младший сын Григорий Александрович Пушкин
(1835-1913г.)
Младшая дочь
Наталья Александровна Пушкина
(1836-1913г.)
У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.
Слайд 36В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес.
Он влюбился в жену Пушкина и стал
за ней ухаживать.
Ж.
Дантес-Геккерн. 1830-е гг.
8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.
Слайд 38Умирающий Пушкин в квартире на Мойке
Слайд 39Прожив 2 дня
в страшных мучениях,
Пушкин скончался
10 февраля
1837
г.
"Солнце русской поэзии закатилось",- написал
В. Жуковский.
Слайд 40
3 февраля гроб с телом Пушкина был вывезен
из Петербурга в Святогорский монастырь Псковской губернии, где 6 февраля
состоялись похороны поэта.
Слайд 41
Михайловское, Алексей Саврасов Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре
Слайд 45Александр Сергеевич Пушкин
Анализ стихотворения
«Узник»
Слайд 46Учимся понимать текст
Как вы думаете, о чём стихотворение
«Узник»?
Слайд 48Учимся понимать поэтический текст
Словарная работа
Узник - человек, который
находится в заключении.
Темница - помещение, в котором находится
заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).
Слайд 49Историческая справка
Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали»,
но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к
особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.
Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.
В.Букатов
Слайд 50История создания стихотворения
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь
с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с
молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
Слайд 51История создания стихотворения
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь.
Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И
обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней
Слайд 53Пояснения
Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то
есть всего за восемь лет до того, как туда сослали
Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
Слайд 55Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли
пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы
фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.
Почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
Слайд 56Анализ стихотворения.
- Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя
само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается
тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение построено на антитезе.
Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.
Слайд 57Диалог с текстом
Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет
простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).
Почему
орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?
Такой орёл может быть символом свободы?
Почему он машет одним «крылом»?
Почему пища «кровавая»?
Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?
Слайд 58Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю
и свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица
в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.
Слайд 59Диалог с текстом
Вторая строфа
Почему орёл «бросает» пищу?
Что значат слова «как будто»?
Кому принадлежит прямая
речь?
Почему в конце восклицательный знак?
Найдите тропы во 2 строфе.
Слайд 60Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство
начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает
речи устремленность вдаль, напряженность. Найдите их в тексте.
В последней строфе торжествует чувство свободы? Как вы это поняли?
Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Повторы придают речи поэтичность и песенный характер.
Фраза "Давай, улетим!» привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.
Слайд 61Диалог с текстом
Третья строфа
Что «пора»? Может быть, пора кому-то
отомстить? Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»?
В
стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ.
Что загадочного в последней строфе?
Зачем нужно многоточие?
Зачем восклицательный знак?
От чьего имени написано всё стихотворение?
Слайд 62Какой звук повторяется в словах: «...пора, брат, пора!»?
В этом повторении три
раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению
и свободе.
Такой художественный приём называется АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Слайд 63Учимся понимать поэтический текст
После чтения
Какова тема стихотворения?
Какова основная
мысль стихотворения?
Это произведение о свободе или о предательстве свободы?
Это
произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей! Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.
Слайд 64Черновой вариант стихотворения
И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен
орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт
под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».
Слайд 65Домашнее задание
Развернутый ответ (5-10 предложений) на вопрос «В чём смысл
названия стихотворения Пушкина «Узник»?