Разделы презентаций


СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ФЕТА презентация, доклад

Содержание

АФАНАСИЙ ФЕТ1820 - 1892

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГОУ СОШ № 546
Санкт - Петербург
СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА

А. ФЕТА
Конева Ирина Васильевна

ГОУ СОШ № 546Санкт - ПетербургСОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ФЕТАКонева Ирина Васильевна

Слайд 2АФАНАСИЙ ФЕТ
1820 - 1892

АФАНАСИЙ ФЕТ1820 - 1892

Слайд 3Основные факты биографии
23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ

Мценска в семье А. Н. Шеншина
1834 г. – признан незаконнорожденным

и получает фамилию Фет (Foeth)
«По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»
А. Фет «Ранние годы моей жизни»
1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии
1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета
Основные факты биографии23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина1834 г.

Слайд 4Основные факты биографии
1840 г. – сборник «Лирический пантеон»
«Вместо того, чтобы

ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.»
1842 –

43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский
1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство
Трагически завершившийся роман с Марией Лазич
1850 г. – сборник стихотворений


Основные факты биографии1840 г. – сборник «Лирический пантеон»«Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно

Слайд 5Основные факты биографии

1856 г. – оставляет службу
1857 г. – выгодный

брак с М. П. Боткиной
1860 г. – покупает поместье в

Мценском уезде

«Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом».
И. С. Тургенев
1873 г. – выходит указ императора о возвращении
ему имени потомственного
дворянина Шеншина

Основные факты биографии1856 г. – оставляет службу1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной1860 г. –

Слайд 6Основные факты биографии
1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет,

покупает еще одно поместье
1880-е гг. – возвращение в литературу (много

переводов поэтов-романтиков и философов)
1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»

Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве
Основные факты биографии1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье1880-е гг. – возвращение

Слайд 7Поэтика А. Фета
«Мир во всех своих частях равно прекрасен.

Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно

бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»
Афанасий Фет
Поэтика А. Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но

Слайд 8«Одним толчком согнать ладью живую …»
28 октября 1887 г.
Разделите стихотворение

на смысловые части и выделите в них ключевые образы.
О каких

способностях избранного певца говорится в стихотворении?
Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста.
Какой символический смысл заключен в стихотворении?
«Одним толчком согнать ладью живую …»28 октября 1887 г.Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них

Слайд 9Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами — Звуком на́

душу навей.
А. Фет


Где слово немеет,
Где царствуют звуки,
Где

слышишь не песню,
А душу певца.
А. Фет

«Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться …»

Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами — Звуком на́ душу навей. 					А. Фет

Слайд 10Прочитаем вместе "Шепот, робкое дыханье ..."

Прочитаем вместе

Слайд 11
Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья. Свет ночной,

ночные тени,           Тени без конца, Ряд волшебных изменений           Милого лица, В дымных

тучках пурпур розы,           Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,           И заря, заря!..
1850


«Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени».
М. Е. Салтыков-Щедрин

Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья.  Свет ночной, ночные тени,

Слайд 12
Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»
Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А.

Фета Я. Полонским.
Насколько удачной вы её находите?

Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета Я. Полонским. Насколько удачной вы её

Слайд 13Шепот, робкое дыханье…


2. …Ряд волшебных изменений милого лица …




3. … И лобзания, и слезы …

1. …трели соловья, Серебро

и колыханье Сонного ручья …

2. …Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца …


3. … В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря …
И заря, заря!..

Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы …1.

Слайд 14Развитие лирической темы


МИР ЧЕЛОВЕКА
МИР ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
СВИДАНИЕ
СЧАСТЬЕ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ

Развитие лирической темыМИР ЧЕЛОВЕКАМИР ПРИРОДЫВСТРЕЧАСВИДАНИЕСЧАСТЬЕВЕЧЕРНОЧЬЗАРЯ

Слайд 15Цвет и звук






Серебро
Свет ночной ночные тени
Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря,

заря
Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья
- - - - -

- - - - -

Лобзания

Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

Цвет и звукСереброСвет ночной ночные тениДымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заряШепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья- -

Слайд 16Какова в стихотворении роль контрастов?






Шепот, робкое дыханье …
И лобзания, и

слезы …
Серебро …
Пурпур розы, отблеск янтаря …
Ночные тени, тени без

конца

И заря, заря !..



В дымных тучках …

Пурпур, янтарь, заря

Какова в стихотворении роль контрастов?Шепот, робкое дыханье …И лобзания, и слезы …Серебро …Пурпур розы, отблеск янтаря …Ночные

Слайд 17Ассонанс и аллитерация



1
строфа
2
строфа
3
строфа



Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья

Открытый

[a]:
ночной, конца, ряд волшебных, милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной,

тени, волшебных, изменений, милого лица

Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря

Ассонанс и аллитерация1 строфа2строфа3строфаОткрытый [a]:шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручьяОткрытый [a]:ночной, конца, ряд волшебных, милого лица Согласные

Слайд 18ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА
Роза - это символ природной красоты, огня

страсти, земной радости.
Например, в персидской мистике влюбленный в розу

соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.
ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТАРоза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике

Слайд 19
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В поэзии Фета природа и человек часто даны в

нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека

и пробуждение жизненных сил в природе.

Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫВ поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви

Слайд 20
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета

сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый

миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫВ литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу

Слайд 21
Мир природы в лирике А. Фета

"Поэзия Фета- сама

природа, зеркально глядящая через человеческую душу..."
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

Мир природы в лирике А. Фета

Слайд 22Прочитаем вместе "Ещё майская ночь"

Прочитаем вместе

Слайд 23« И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая

непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».
Л. Н. Толстой (Из письма

к В. П. Боткину. 9 июля 1857г.)

Прочитайте и сравните стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» и стихотворение Ф. Тютчева «День и ночь».
В чем, на ваш взгляд, разница в поэтическом мироощущении поэтов?
В их художественном методе?
Кто из поэтов вам ближе?

« И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».Л. Н.

Слайд 24

«День и ночь»
«Ещё майская ночь»
Какая ночь!..

…все звезды…

…Тепло и кротко…

…нежней

и бестелесней…

…твой лик, о ночь…

Мир таинственный

… бездной …

… день-… ночь



… страхами и
мглами …

… ночь страшна!

«День и ночь»«Ещё майская ночь»Какая ночь!..…все звезды……Тепло и кротко……нежней и бестелесней……твой лик, о ночь…Мир

Слайд 25НОКТЮРНЫ
«Тихая, звездная ночь …» 1842
«Ночью как-то вольнее дышать мне …»

1842
«Если зимнее небо звездами горит …» 1843
«Ночь светла, мороз сияет

…» 1847
«Ночь весенней негой дышит …» 1854
«Как ясность безоблачной ночи …» 1862
«Месяц зеркальный плывет …» 1863
«Как нежишь ты, серебряная ночь …» 1865
Майская ночь 1870
«Одна звезда меж всеми дышит …» 1882
«Молятся звёзды, мерцают и рдеют …» 1883
«В лунном сиянии …» 1885
«Благовонная ночь, благодатная ночь …» 1887
«Сегодня все звёзды так пышно …» 1888
«Устало всё кругом: устал и цвет небес …» 1889


Как возникает фетовский образ ночи?

НОКТЮРНЫ«Тихая, звездная ночь …» 1842«Ночью как-то вольнее дышать мне …» 1842«Если зимнее небо звездами горит …» 1843«Ночь

Слайд 26НОКТЮРНЫ

НОЧЬ
ЯСНАЯ И СВЕТЛАЯ
ЗВЁЗДНАЯ
ЛУННАЯ
БЕЗМОЛВНАЯ, ТИХАЯ
ВЕСЕННЯЯ,

МАЙСКАЯ

НОКТЮРНЫНОЧЬ ЯСНАЯ И СВЕТЛАЯ ЗВЁЗДНАЯ ЛУННАЯ БЕЗМОЛВНАЯ, ТИХАЯ ВЕСЕННЯЯ, МАЙСКАЯ

Слайд 27Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от

поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного

или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ


Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в

Слайд 28Афанасий Фет и Мария Лазич
"Я пронесу твой свет сквозь жизнь

земную ..."

Афанасий Фет и Мария Лазич

Слайд 29Стихи, посвященные Марии Лазич
« В долгие ночи …» 1851
« Неотразимый

образ …» 1856
« В благословенный день …» 1857
« Старые письма»

1859
« В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864
« Alter ego» 1878
« Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878
« Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884
« Солнца луч промеж лип …» 1885
« Нет, я не изменил …» 1887


Проследите, как меняется образ лирической героини?
Что переживает лирический герой?

Стихи, посвященные Марии Лазич« В долгие ночи …» 1851« Неотразимый образ …» 1856« В благословенный день …»

Слайд 30«МОНОЛОГИ К УМЕРШЕЙ»
ОНА

ОН


«Черты заветные»
«Нежность былая»
«Знакомые очи»
Нерукотворные черты
Отблеск очей
Ангел кротости


«Душевные муки»
«Огонь стыда»
«Осужден»
«Я осудил»
«Жгучая слеза»
Коленопреклоненный
Просветленный

«МОНОЛОГИ К УМЕРШЕЙ»   ОНА

Слайд 31
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
« Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его

переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий

со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».
Л. Озеров
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ« Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни

Слайд 32Прочитаем вместе "Сияла ночь ..."

Прочитаем вместе

Слайд 33Татьяна Берс
«Когда вы поёте, слова летят на крыльях».
« Окна в зале

были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом

лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.       ...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки».
Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской)


Встреча произошла летом 1866 г.
Стихотворение написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.
В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно открывает цикл «Мелодии»

Татьяна Берс«Когда вы поёте, слова летят на крыльях».« Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами

Слайд 34Ф. Тютчев
«Я встретил вас …»
1870 г.
А. Фет
«Сияла ночь …»
1877 г.

СЮЖЕТ
Я

встретил вас - и все былое …
И вот в тиши

ночной твой голос слышу вновь …



И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

ОН

В отжившем сердце ожило …
С давно забытым упоеньем …


ОНА



… за песнею твоей; ты пела до зари, в слезах изнемогая; твой голос; во вздохах этих звучных; рыдающие звуки

Смотрю на милые черты …
И то же в вас очарованье …

Ф. Тютчев«Я встретил вас …»1870 г.А. Фет«Сияла ночь …»1877 г.СЮЖЕТЯ встретил вас - и все былое …И

Слайд 35«Фетовское» в стихотворении



Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи


Рояль, струны, песня, голос, звуки, пела
Сердца, слёзы, любовь, жизнь

МУЗЫКА красота


ПРИРОДА

ночь

ЛЮБОВЬ счастье

ГАРМОНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ

«Фетовское» в стихотворенииСияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи …Рояль, струны, песня, голос, звуки, пелаСердца, слёзы,

Слайд 36«Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант …»
П. И. Чайковский

Музыкальность
стихотворения


Фонетические

средства
Синтаксические средства



АССОНАНС
[а], [о]
АЛЛИТЕРАЦИЯ
[л], [р]
ПОВТОРЫ
Синтаксический параллелизм
АНАФОРА
ЭПИФОРА
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ

УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННУЮ МЕЛОДИЧНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
«Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант …» П. И. ЧайковскийМузыкальностьстихотворенияФонетические средстваСинтаксические средстваАССОНАНС [а], [о]АЛЛИТЕРАЦИЯ [л], [р]ПОВТОРЫСинтаксический параллелизм

Слайд 37СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ


Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных

человеческих чувств. Фет же сосредоточен на причинах такого «воскресения», а

они и есть голос, песня, ночь.
В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. И все это так конкретно и ярко, что, кажется, он дает описание живописного полотна или даже сцены из театрального спектакля, где декорации — живые картины, а действие — жизнь песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить и плакать.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫГлавное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных человеческих чувств. Фет же сосредоточен на причинах

Слайд 38ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Ф. Тютчев

И А.

Фет
ПОДВЕДЁМ ИТОГИФ. Тютчев        И

Слайд 39ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?

ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»



ПРИРОДА
ЛЮБОВЬ
ТАЙНЫ БЫТИЯ
Единство эстетических воззрений

и общность тематики
Психологизм и тонкость чувств
Изящество слога и

отточенность языка
Сверхчуткое художественное восприятие природы
ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»ПРИРОДАЛЮБОВЬТАЙНЫ БЫТИЯ Единство эстетических воззрений и общность тематики Психологизм и тонкость чувств

Слайд 40ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?

ЛИРИКА ЛЮБВИ


Денисьевский цикл
Стихи, посвященные Марии Лазич
Это тайна и

высший дар
Скоротечность счастья – «поединок роковой»
Встреча заранее предопределяет разлуку –

любовь – драма, трагедия

Лирическое «преступление и наказание»
Красота и гармония рождаются из преодоленного страдания

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?ЛИРИКА ЛЮБВИДенисьевский циклСтихи, посвященные Марии ЛазичЭто тайна и высший дарСкоротечность счастья – «поединок роковой»Встреча заранее

Слайд 41ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?

ПРИРОДА
Трагическое единство человека и природы: человек стремится к

слиянию с природой, но это невозможно
Мимолетность и изменчивость природы и

мира; ночь как время поэтического вдохновения


ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ

МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?ПРИРОДАТрагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию с природой, но это невозможноМимолетность и

Слайд 42«Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно)

поэт, всего ближе стоящий к современной символической школе».

ЭЛЛИС «Русские

символисты» 1910

А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

«Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего ближе стоящий к современной символической

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика