Слайд 1Сравнительная характеристика
двух знакомых лиц
Цели:
научить строить текст жанра сравнительной характеристики
двух знакомых лиц;
показать особенности текстов-характеристик двух людей;
пополнить лексический запас обучающихся;
развивать
творческие способности обучающихся;
формировать навыки аналитической работы со словесным материалом;
воспитывать культуру речи.
Слайд 2По страницам прочитанных книг
Слайд 3По страницам прочитанных книг
В
каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам,
по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.
Слайд 4 Сравнение литературных героев помогает читателю
лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки.
Слайд 5 Сравнение (сопоставление) литературных героев
даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что
он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.
Слайд 6 Выявление сходства или различия
в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.
Слайд 7 Работа над ней
начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления
двух литературных героев по сходству или различию.
Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?
Слайд 8Основания для сравнения
внешность;
возраст;
социальное положение;
родственные отношения;
отношение обоих к третьему лицу;
отношение к
ним автора.
В заключение необходимо
сделать вывод: что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения (для чего автор поставил их рядом)?
Слайд 9Линии сравнения
портрет;
характер;
обстоятельства жизни;
поступки, поведение;
авторское отношение.
Слайд 10Отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество»
Выразительно прочитайте отрывок из повести
Л.Н.Толстого «Отрочество».
О чём идёт речь в тексте?
Какие приёмы использует автор
для сравнительной характеристики героинь?
Как строится этот текст?
Что позволяет автору сопоставить двух девочек?
Что является основанием для сравнения персонажей:
герои-ровесники;
друзья;
возраст, внешность, одежда;
манера поведения;
особенности характера?
Слайд 11Работа в группах
1 группа
Проанализируйте синтаксическое строение текста, найдите
параллельные синтаксические конструкции, союзы, вводные слова, использующиеся при сравнении и
сопоставлении.
2 группа
Проанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются?
3 группа
В каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему?
Слайд 12К. Брюллов «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых»
С помощью
каких изобразительных средств создаётся любая картина?
Каков цветовой фон картины?
Художник создал
не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей XIX века, их быт. Отметьте детали этого века.
Что дальше мы будем описывать?
На какие детали мы обратим внимание при описании?
Что объединяет, а что отличает героинь этой картины?
Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову.
Слайд 14Примерное начало сочинения
Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила
прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Слайд 15Рефлексия
Сравнительная характеристика – это…
Линиями сравнения являются…
Основанием для сравнения может
быть…
В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические особенности:…
Лексические особенности текста в
жанре сравнения двух людей – это…
Слайд 16Домашнее задание
(по вариантам)
Создать компьютерную презентацию «Сравнительная характеристика двух знакомых
людей».
Написать сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей.
Написать сопоставительную характеристику
двух своих знакомых или двух литературных персонажей.