Слайд 1Средства художественной выразительности
Технология выполнения задания
В 8 ЕГЭ
Презентация подготовлена
учителем
Высшей квалификационной категории
Руденко Е. А.
2011 год
Слайд 2Средства художественной выразительности
Лексические (тропы);
Синтаксические фигуры
Слайд 3Тропы
(от др.-греч. τρόπος — оборот) — слова и выражения, используемые
в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой,
с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
Тропы помогают ярко изобразить предметы и явления действительности, их называют изобразительными средствами.
Слайд 4Тропы:
эпитет
сравнение
метафора
олицетворение
метонимия
синекдоха
перифраза
гипербола и литота
ирония
аллегория
Слайд 5Эпитет
(греческое epitheton, латинское appositum)
Художественное определение, позволяющее более
ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить
содержание высказывания. Эпитет чаще выражен прилагательным, причастием или наречием.
Гордо реет Буревестник
(М. Горький)
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.А.Есенин)
Слайд 6Задание 1.
В предложенном отрывке найдите эпитеты.
Оказывается, своя
мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого
требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждения.
Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, а потому слушали его всегда с оживленным интересом.
Слайд 7Проверьте свой выбор
Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора
с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных
цепочек рассуждения.
Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, а потому слушали его всегда с оживленным интересом.
Слайд 8Сравнение
(латинское comparatio)
Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить
одно из них с помощью другого.
Способы выражения:
1. формой творительного
падежа (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.)
2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Всех милее, всех дороже…)
3. оборотами с различными союзами (Лес, точно терем расписной…) (двучленные)
4. лексически (Любовь подобна безумию.)
Слайд 9Задание 2
В предложенном отрывке найдите сравнение.
Дар, как луч,
должен освещать людские сердца.
Главный герой романа Достоевского «Идиот»
князь Мышкин одновременно смешной и трагичный, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
Словно в потёмках, люди мечутся в предрассудках, стараясь найти ответы на мучающие их вопросы.
Слайд 10Проверьте свой выбор
Дар, как луч, должен освещать людские сердца.
Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешной и
трагичный, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
Словно в потёмках, люди мечутся в предрассудках, стараясь найти ответы на мучающие их вопросы.
Слайд 11Метафора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)
Это слово
или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства
в каком-либо отношении двух предметов либо явлений.
В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только то, с чем сравнивается.
Моей весны высокопарные мечтанья (весна = юность)
Слайд 12Виды метафоры
Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие
друг от друга понятия (начинка высказывания).
Стёртая метафора есть общепринятая
метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается (ножка стула).
Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию (червь сомнения).
Слайд 13Виды метафоры
Развернутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на
протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.
Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим.
Я вышел из себя и вошёл в автобус.
Слайд 14Задание 3
В предложенном отрывке найдите метафору.
Если искусство не зовет
к свету, если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности,
то возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу.
То, что показывает нам телевидение под названием «фабрика звезд», - если и фабрика, то не звезд, а заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры.
Слайд 15Проверьте свой выбор
Если искусство не зовет к свету, если оно
ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, то возникает резонный вопрос:
а нужно ли такое «искусство» обществу.
То, что показывает нам телевидение под названием «фабрика звезд», - если и фабрика, то не звезд, а заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры.
Слайд 16Олицетворение
Художественный приём, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими
качествами и чувствами.
Солнце медленно всплывает над узкой тучкой.
Содрогаясь от мук, побежала над морем зарница.
Слайд 17Метонимия
(латинское denominatio)
это слово или выражение, которое употребляется
в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между
двумя предметами либо явлениями.
Связь эта может быть:
1. между содержимым и содержащим (Я три тарелки съел)
2. между автором и его произведением (Белинского и Гоголя с базара понесёт)
3. между действием и орудием этого действия (Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам)
4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Не то на серебре – на золоте едал)
5. между местом и людьми, находящимися на этом месте (Всё поле охнуло)
Слайд 18Синекдоха
(латинское intellectio)
это разновидность метонимии, основанная на
перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного
отношения между ними.
Обычно в синекдохе употребляется:
1. единственное число вместо множественного (Всё спит – и человек, и зверь, и птица)
2. множественное число вместо единственного (Мы все глядим в Наполеоны)
3. часть вместо целого (Имею нужду в крыше для моего семейства)
4. родовое название вместо видового (Ну что ж, садись, светило – вместо солнце)
5. видовое название вместо родового (Пуще всего береги копейку – вместо деньги)
Слайд 19Перифраз (перифраза)
(греческое periphrasis, латинское circumlocutio)
это оборот, состоящий
в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков
или указанием на их характерные черты: автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов); царь зверей (вместо лев); творец «Макбета» (Шекспир)
Слайд 20Гипербола
это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,
силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В
сто сорок солнц закат пылал.
(В.В. Маяковский)
Слайд 21Литота
это выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение
размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления (Ниже тоненькой былиночки
надо голову клонить).
Другое значение литоты – определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного («неплохо сказано» вместо «хорошо сказано»)
Слайд 22Ирония
это употребление слова или выражения в смысле, обратном
буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредёшь ты голова? –
обращение к ослу.
Слайд 23Аллегория
это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного
образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями
свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Слайд 24Задание 5
Определите средство художественной выразительности.
1. Он жил всеми своими
тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу.
2. На его ветви
прилетали птицы, и тополь рассказывал им обо мне.
3. В больших сапогах, в полушубке овчином, в больших рукавицах, а сам с ноготок.
4. Пишущий эти строки обращается к вам, дорогие читатели.
Слайд 25Проверьте
Гипербола
Олицетворение
Литота
Перифраз
Слайд 26Стилистические фигуры
Стилистические (или риторические) фигуры - особые синтаксические
построения, которые используются для усиления образно-выразительной функции речи.
Слайд 27Стилистические фигуры
анафора и эпифора
параллелизм и хиазм
антитеза и оксюморон
градация
инверсия
эллипсис
умолчание
риторическое обращение
риторический вопрос
многосоюзие
и бессоюзие
парцелляция
фразеологизм
Слайд 28Анафора (или единоначатие)
это повторение отдельных слов или оборотов в
начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Анафора бывает:
1. лексическая (повторяются
отрывки или слова без изменения):
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством
2. синтаксическая (повторяются однотипные синтаксические конструкции):
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
Слайд 29Эпифора (или концовка)
это повторение слов или выражений в
конце смежных отрывков (предложений):
Мне бы хотелось знать,
отчего я
титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
Слайд 30Параллелизм
это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или
отрезков речи:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий след шумит при звуке ветерка <...>
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой<...>
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон.
Слайд 31Хиазм
[от греч. chiasmós — крестообразное расположение в виде греческой буквы
c (хи)]
стилистическая фигура антитетического параллелизма; части двух
параллельных членов располагаются в обратной последовательности (схема a b = b1a1): "Не былинушка во чистом поле зашаталася — Зашаталася бесприютная моя головушка...".
Иногда ощущение параллелизма поддерживается повторением промежуточных слов : "Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши тройки..." — А. С. Пушкин.
Слайд 32Антитеза
это оборот, в котором для усиления выразительности
речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Я — царь, я —
раб, я — червь, я — бог,» — Г. Р. Державин).
Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Слайд 33Оксюморон
(греч. «остроумно-глупое»)
это стилистическая фигура, состоящая в
соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое:
горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия».
"Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова).
Частный случай О. образует фигура contradictio in adjecto, — соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов).
Слайд 34Градация
это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении
слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже – уменьшающееся)
значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления.
Градация бывает:
1. восходящая:
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид
2. нисходящая:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломаюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам
Слайд 35Инверсия
это расположение членов предложения в особом порядке,
нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность
речи:
Вывели лошадей. Не понравились они мне.
М. Горький
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил
А.С. Пушкин
Слайд 36Эллипсис
это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо
подразумеваемого члена предложения:
Офицер из пистолета,
Тёркин – в мягкое штыком. (А.Т. Твардовский)
Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность .
Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
(В.А.Жуковский)
Слайд 37Умолчание
это оборот речи, заключающийся в том, что автор
сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю)
самому догадываться о недосказанном:
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что?
Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
(М.Ю.Лермонтов)
Слайд 38Риторический вопрос, риторическое обращение, восклицание
обращение- это стилистическая фигура, состоящая
в подчёркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности
речи: Как он мог?!
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М.Ю.Лермонтов)
вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В. Гоголь)
восклицание - это стилистическая фигура, утверждающая то или иное понятие.
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из нас давно не любит!
(А.А. Блок)
Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
Слайд 39Многосоюзие
это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании
повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов
предложения, для усиления выразительности речи:
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Повторяющиеся союзы подчеркивают незаконченность ряда, выражают значение усиления
Слайд 40Бессоюзие (асиндетон)
построение предложения, при котором однородные члены или
части сложного предложения связываются без помощи союзов. Сказуемые в одном
ряду разделяются запятой. Бессоюзие помогает автору передать быстро сменяющиеся действия.
Швед, русский -
Колет, рубит, режет.
(А.С.Пушкин)
Слайд 41Парцелляция
экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка, при
котором предложение экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка, при
котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Парцелляция используется для создания экспрессивной окраски путём отрывистого произношения предложения. Обычно парцеллируемые слова отделяются знаками препинания, но остальные грамматические правила соблюдаются. :
И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(П.Г. Антокольский)
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
(В. Шукшин)
Слайд 42Фразеологизм (фразеологический оборот)
Устойчивое сочетание слов, имеющее общее переносное значение.
Водить за нос – обманывать; приготовить на скорую руку
– быстро.
На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну.
Слайд 43Определи средство выразительности
Слайд 46Определи средство выразительности