Разделы презентаций


Средства художественной выразительности (подготовка к ЕГЭ)

Содержание

Средства художественной выразительностиЛексические (тропы);Синтаксические фигуры речи Стилистические

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Средства художественной выразительности
Технология выполнения задания
В 8 ЕГЭ

Презентация подготовлена
учителем

Высшей квалификационной категории
Руденко Е. А.

2011 год

Средства художественной выразительностиТехнология выполнения задания В 8 ЕГЭПрезентация подготовлена учителем Высшей квалификационной категории Руденко Е. А.2011 год

Слайд 2Средства художественной выразительности
Лексические (тропы);
Синтаксические фигуры

речи Стилистические


Средства художественной выразительностиЛексические (тропы);Синтаксические	фигуры

Слайд 3Тропы
(от др.-греч. τρόπος — оборот) — слова и выражения, используемые

в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой,

с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
Тропы помогают ярко изобразить предметы и явления действительности, их называют изобразительными средствами.


Тропы(от др.-греч. τρόπος — оборот) — слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета

Слайд 4Тропы:
эпитет
сравнение
метафора
олицетворение
метонимия
синекдоха
перифраза
гипербола и литота
ирония
аллегория

Тропы: эпитетсравнениеметафораолицетворениеметонимиясинекдохаперифразагипербола и литотаиронияаллегория

Слайд 5Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum)
Художественное определение, позволяющее более

ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить

содержание высказывания. Эпитет чаще выражен прилагательным, причастием или наречием.
Гордо реет Буревестник
(М. Горький)
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.А.Есенин)
Эпитет  (греческое epitheton, латинское appositum)  Художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета

Слайд 6Задание 1.
В предложенном отрывке найдите эпитеты.
Оказывается, своя

мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого

требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждения.
Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, а потому слушали его всегда с оживленным интересом.
Задание 1.В предложенном отрывке найдите эпитеты.   Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с

Слайд 7Проверьте свой выбор
Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора

с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных

цепочек рассуждения.
Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, а потому слушали его всегда с оживленным интересом.

Проверьте свой выборОказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и

Слайд 8Сравнение (латинское comparatio)
Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить

одно из них с помощью другого.
Способы выражения:
1. формой творительного

падежа (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.)
2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Всех милее, всех дороже…)
3. оборотами с различными союзами (Лес, точно терем расписной…) (двучленные)
4. лексически (Любовь подобна безумию.)
Сравнение  (латинское comparatio) Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.Способы

Слайд 9Задание 2
В предложенном отрывке найдите сравнение.
Дар, как луч,

должен освещать людские сердца.
Главный герой романа Достоевского «Идиот»

князь Мышкин одновременно смешной и трагичный, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
Словно в потёмках, люди мечутся в предрассудках, стараясь найти ответы на мучающие их вопросы.
Задание 2В предложенном отрывке найдите сравнение.  Дар, как луч, должен освещать людские сердца.  Главный герой

Слайд 10Проверьте свой выбор
Дар, как луч, должен освещать людские сердца.

Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешной и

трагичный, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
Словно в потёмках, люди мечутся в предрассудках, стараясь найти ответы на мучающие их вопросы.

Проверьте свой выборДар, как луч, должен освещать людские сердца.  Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин

Слайд 11Метафора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») 
Это слово

или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства

в каком-либо отношении двух предметов либо явлений.
В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только то, с чем сравнивается.
Моей весны высокопарные мечтанья (весна = юность)
Метафора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)  Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на

Слайд 12Виды метафоры
Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие

друг от друга понятия (начинка высказывания).
Стёртая метафора есть общепринятая

метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается (ножка стула).
Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию (червь сомнения).

Виды метафоры Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия (начинка высказывания). Стёртая

Слайд 13Виды метафоры
Развернутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на

протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.

Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим.
Я вышел из себя и вошёл в автобус.
Виды метафоры Развернутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения

Слайд 14Задание 3
В предложенном отрывке найдите метафору.
Если искусство не зовет

к свету, если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности,

то возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу.
То, что показывает нам телевидение под названием «фабрика звезд», - если и фабрика, то не звезд, а заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры.

Задание 3В предложенном отрывке найдите метафору. Если искусство не зовет к свету, если оно ядовитой кислотой иронии

Слайд 15Проверьте свой выбор
Если искусство не зовет к свету, если оно

ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, то возникает резонный вопрос:

а нужно ли такое «искусство» обществу.
То, что показывает нам телевидение под названием «фабрика звезд», - если и фабрика, то не звезд, а заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры.


Проверьте свой выборЕсли искусство не зовет к свету, если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, то

Слайд 16Олицетворение
Художественный приём, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими

качествами и чувствами.

Солнце медленно всплывает над узкой тучкой.

Содрогаясь от мук, побежала над морем зарница.
Олицетворение  Художественный приём, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.  Солнце медленно всплывает

Слайд 17Метонимия (латинское denominatio)
это слово или выражение, которое употребляется

в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между

двумя предметами либо явлениями.
Связь эта может быть:
1. между содержимым и содержащим (Я три тарелки съел)
2. между автором и его произведением (Белинского и Гоголя с базара понесёт)
3. между действием и орудием этого действия (Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам)
4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Не то на серебре – на золоте едал)
5. между местом и людьми, находящимися на этом месте (Всё поле охнуло)
Метонимия (латинское denominatio)   это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней

Слайд 18Синекдоха (латинское intellectio)
это разновидность метонимии, основанная на

перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного

отношения между ними.
Обычно в синекдохе употребляется:
1. единственное число вместо множественного (Всё спит – и человек, и зверь, и птица)
2. множественное число вместо единственного (Мы все глядим в Наполеоны)
3. часть вместо целого (Имею нужду в крыше для моего семейства)
4. родовое название вместо видового (Ну что ж, садись, светило – вместо солнце)
5. видовое название вместо родового (Пуще всего береги копейку – вместо деньги)
Синекдоха  (латинское intellectio)  это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое

Слайд 19Перифраз (перифраза) (греческое periphrasis, латинское circumlocutio)
это оборот, состоящий

в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков

или указанием на их характерные черты: автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов); царь зверей (вместо лев); творец «Макбета» (Шекспир)
Перифраз (перифраза) (греческое periphrasis, латинское circumlocutio)  это оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием

Слайд 20Гипербола
это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,

силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В

сто сорок солнц закат пылал.
(В.В. Маяковский)
Гипербола  это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Слайд 21Литота
это выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение

размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления (Ниже тоненькой былиночки

надо голову клонить).
Другое значение литоты – определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного («неплохо сказано» вместо «хорошо сказано»)
Литота  это выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления

Слайд 22Ирония
это употребление слова или выражения в смысле, обратном

буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредёшь ты голова? –

обращение к ослу.
Ирония  это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредёшь

Слайд 23Аллегория
это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного

образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями

свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Аллегория это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и

Слайд 24Задание 5
Определите средство художественной выразительности.
1. Он жил всеми своими

тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу.
2. На его ветви

прилетали птицы, и тополь рассказывал им обо мне.
3. В больших сапогах, в полушубке овчином, в больших рукавицах, а сам с ноготок.
4. Пишущий эти строки обращается к вам, дорогие читатели.

Задание 5Определите средство художественной выразительности. 1. Он жил всеми своими тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу. 2.

Слайд 25Проверьте
Гипербола
Олицетворение
Литота
Перифраз

ПроверьтеГипербола Олицетворение Литота Перифраз

Слайд 26Стилистические фигуры

Стилистические (или риторические) фигуры - особые синтаксические

построения, которые используются для усиления образно-выразительной функции речи.

Стилистические фигуры  Стилистические (или риторические) фигуры - особые синтаксические построения, которые используются для усиления образно-выразительной функции

Слайд 27Стилистические фигуры
анафора и эпифора
параллелизм и хиазм
антитеза и оксюморон
градация
инверсия
эллипсис
умолчание
риторическое обращение
риторический вопрос
многосоюзие

и бессоюзие
парцелляция
фразеологизм

Стилистические фигурыанафора и эпифорапараллелизм и хиазмантитеза и оксюморонградацияинверсияэллипсисумолчаниериторическое обращениериторический вопросмногосоюзие и бессоюзиепарцелляцияфразеологизм

Слайд 28Анафора (или единоначатие)
это повторение отдельных слов или оборотов в

начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Анафора бывает:
1. лексическая (повторяются

отрывки или слова без изменения):
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством
2. синтаксическая (повторяются однотипные синтаксические конструкции):
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
Анафора (или единоначатие) это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.Анафора бывает:

Слайд 29Эпифора (или концовка)
это повторение слов или выражений в

конце смежных отрывков (предложений):
Мне бы хотелось знать,

отчего я
титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
Эпифора (или концовка)  это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений):   Мне

Слайд 30Параллелизм
это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или

отрезков речи:
Когда волнуется желтеющая нива

И свежий след шумит при звуке ветерка <...>
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой<...>
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон.
Параллелизм   это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:    Когда волнуется

Слайд 31Хиазм [от греч. chiasmós — крестообразное расположение в виде греческой буквы

c (хи)]
стилистическая фигура антитетического параллелизма; части двух

параллельных членов располагаются в обратной последовательности (схема a b = b1a1): "Не былинушка во чистом поле зашаталася — Зашаталася бесприютная моя головушка...".
Иногда ощущение параллелизма поддерживается повторением промежуточных слов : "Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши тройки..." — А. С. Пушкин.
Хиазм [от греч. chiasmós — крестообразное расположение в виде греческой буквы c (хи)]   стилистическая фигура

Слайд 32Антитеза
это оборот, в котором для усиления выразительности

речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Я — царь, я —

раб, я — червь, я — бог,» — Г. Р. Державин).
Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Антитеза  это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Я — царь,

Слайд 33Оксюморон (греч. «остроумно-глупое»)
это стилистическая фигура, состоящая в

соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое:

горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия».
"Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова).
Частный случай О. образует фигура contradictio in adjecto, — соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов).
Оксюморон  (греч. «остроумно-глупое»)   это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу,

Слайд 34Градация
это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении

слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже – уменьшающееся)

значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления.
Градация бывает:
1. восходящая:
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид
2. нисходящая:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломаюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам
Градация  это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже

Слайд 35Инверсия
это расположение членов предложения в особом порядке,

нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность

речи:
Вывели лошадей. Не понравились они мне.
М. Горький
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил
А.С. Пушкин
Инверсия  это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью

Слайд 36Эллипсис
это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо

подразумеваемого члена предложения:
Офицер из пистолета,

Тёркин – в мягкое штыком. (А.Т. Твардовский)
Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность .
Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
(В.А.Жуковский)
Эллипсис  это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения:  Офицер из пистолета,

Слайд 37Умолчание
это оборот речи, заключающийся в том, что автор

сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю)

самому догадываться о недосказанном:
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что?
Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
(М.Ю.Лермонтов)
Умолчание  это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя

Слайд 38Риторический вопрос, риторическое обращение, восклицание
обращение- это стилистическая фигура, состоящая

в подчёркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности

речи: Как он мог?!
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М.Ю.Лермонтов)
вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В. Гоголь)
восклицание - это стилистическая фигура, утверждающая то или иное понятие.
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из нас давно не любит! (А.А. Блок)

Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
Риторический вопрос, риторическое обращение, восклицание обращение- это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или чему-либо

Слайд 39Многосоюзие
это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании

повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов

предложения, для усиления выразительности речи:
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Повторяющиеся союзы подчеркивают незаконченность ряда, выражают значение усиления
Многосоюзие  это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых

Слайд 40Бессоюзие (асиндетон)
построение предложения, при котором однородные члены или

части сложного предложения связываются без помощи союзов. Сказуемые в одном

ряду разделяются запятой. Бессоюзие помогает автору передать быстро сменяющиеся действия.
Швед, русский -
Колет, рубит, режет.
(А.С.Пушкин)
Бессоюзие (асиндетон)  построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.

Слайд 41Парцелляция
экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка, при

котором предложение экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка, при

котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Парцелляция используется для создания экспрессивной окраски путём отрывистого произношения предложения. Обычно парцеллируемые слова отделяются знаками препинания, но остальные грамматические правила соблюдаются. :
И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(П.Г. Антокольский)
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
(В. Шукшин)
Парцелляция   экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка, при котором предложение  экспрессивный синтаксический приём письменного

Слайд 42Фразеологизм (фразеологический оборот)
Устойчивое сочетание слов, имеющее общее переносное значение.

Водить за нос – обманывать; приготовить на скорую руку

– быстро.

На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну.
Фразеологизм (фразеологический оборот)Устойчивое сочетание слов, имеющее общее переносное значение.   Водить за нос – обманывать; приготовить

Слайд 43Определи средство выразительности

Определи средство выразительности

Слайд 46Определи средство выразительности

Определи средство выразительности

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика