Слайд 1Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл.
Поэзия - это... ощущение
собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира.
Слайд 7Где стихи, а где проза?
Последний день июля месяца.
На тысячи
верст кругом Россия,
родной край. Безветрие, теплынь.
Воздух - молоко
парное!
И. С. Тургенев
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, омытые росой.
И. С. Тургенев
Слайд 8Стихи и проза.
Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу.
Проза
– свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Слайд 10Я – поэт! Зовусь Незнайка!
От меня вам – балалайка!
А помните,
как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?
Слайд 11Рифма
Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются
одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – шутка, коржик – моржик.
Слайд 12Рифма.
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Слайд 13Перекрёстная рифма
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В
роковом его просторе
Много бед погребено.
Слайд 14Парная рифма
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама
собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский
дух... Там Русью пахнет!
Слайд 15Опоясывающая рифма
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и
кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Слайд 16?
Незнайка придумал свою рифму: палка – селёдка. Но Цветик с
такой рифмой не согласился. Почему?
Слайд 17Ритм
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки
времени (чередование ударных и безударных слогов в строке).
Ритм создаёт определённое
настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
Слайд 18Ритм подчёркивает характер героинь.
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем
росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица,
черноброва, Нраву кроткого такого...
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами.
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...
Слайд 19Рифмовки-чистоговорки.
Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм
стиха.
- Ча-ча-ча, мы были у…
- Жа-жа-жа, нашли в лесу
…
- От-от-от, мурлычет рыжий…
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
Слайд 20Шедевры Незнайки
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был
голодный,
Проглотил утюг холодный.
В чём их недостаток?
Слайд 21-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:
А)
Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы
ли.
Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.
В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.
Слайд 22Буриме
Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) –
это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на
заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор.
На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком булку.
Слайд 23Поэт Никифор Ляпис
Приблизительно так сочинял стихи поэт Никифор Ляпис, герой
книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Служил Гаврила почтальоном,
Гаврила
письма разносил.
Гаврила ждал в засаде зайца,
Гаврила зайца подстрелил.
(Пешком ходил он по деревне, Сидеть на лавочке любил.)
Слайд 24А теперь поиграем.
Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую.
Служил Гаврила педагогом...
Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.
Какие
слова не подходят и почему?
Слайд 25Итог урока
Без чего невозможно создание стихотворения?
Слайд 27Домашнее задание
1) Прочитать текст на стр.94 – 95, подготовиться к
беседе по вопросам.
2) Творческое задание:
дано буриме (рифмованные концы):
небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки».
3) Рифма посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом.