Слайд 1ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА
В ЛИРИКЕ
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Слайд 2 Пушкин - дневное,
Лермонтов - ночное светило русской поэзии.
В
жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве -
один;
Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.
Дмитрий Мережковский
Слайд 4Современники о М.Ю.Лермонтове
«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого
лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич
Тургенев.
«То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта , — щели, полные злости и ума».
«Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.
«Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.
Слайд 5Противопоставление слов, образов,
эпизодов для усиления
выразительности мысли.
Антитеза
Образное определение
предмета, выраженное преимущественно
прилагательным.
Эпитет
Перенесение человеческих черт
на неодушевлённые предметы
и явления
Олицетворение
Переносное значение слова,
основанное на сходстве
двух предметов.
Повторение одних и тех же
элементов в начале строк, строф.
Вопрос, на который
не ожидается ответа.
Метафора
Анафора
Риторический
вопрос
Слайд 8Как часто пёстрою толпою окружён,
Когда передо мной как будто бы
сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте
затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
1840
1. Какова тема стихотворения?
2. На каком художественном приёме построено? Выпишите словосочетания, подтверждающее это в два столбика.
Слайд 9 Стансы
Я к одиночеству привык,
Я б
не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Почел
потерянным досугом.
Мне скучно в день, мне скучно в ночь.
Надежды нету в утешенье;
Она навек умчалась прочь,
Как жизни каждое мгновенье.
На светлый запад удалюсь;
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!...
1830
1. Каково состояние лирического героя?
2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних?
Слайд 10Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное
пятно
На сердце жжёт, хотя темно;
Враждебной силою гоним,
Я тем живу, что
смерть другим:
Живу – как неба властелин –
В прекрасном мире – но один.
1831
1. Какова тема стихотворения?
2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.
Слайд 11
одиночество
природа
общество
друзья
любовь к женщине
Слайд 121.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно.
2. Одинокий
– живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.
Словарь В.И.Даля
Слайд 13 ОДИН (современ.) – из общеславянского един-, образовано сложением
основ ед- (из старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один,
сам»)
Школьный этимологический словарь
Слайд 14Синквейн
1 строка – одно слово – существительное. Тема.
2 строка –
два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три
слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Слайд 15Лермонтов
Одинокий, грустный
Думает, чувствует, страдает
Я люблю поэзию Лермонтова
ПОЭТ
Слайд 16Домашнее задание
Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке, определите состояние
лирического героя.
«Совет» (1830)
« Мой дом» (1831)
«Мы случайно сведены судьбою» (1832)
«Памяти
А.И.Одоевского» (1839)
«К портрету» (1840)