Слайд 1
Кулемина Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Весёлый Чунский район Иркутская
область
Урок литературы, 5 класс.
Трудный путь к добру
(по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»).
Слайд 2КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
Слайд 3Кроссворд.
КЛАД
КОЛЬЦО
БОРОДА
КОРОНА
НОГА
Слайд 4
«Приносить людям добро – это значит…» - закончите предложение
К.Паустовский
«Теплый
хлеб»
Слайд 5 Трудный путь к добру ( по сказке
К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Он не был сказочником. Он был
рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра
В. Шкловский.
Слайд 6 Главные герои.
Мальчик Филька,
по прозвищу «Ну Тебя»
Вороной конь
Панкрат
Бабка
Слайд 7 История раненого коня
Когда кавалеристы проходили
через деревню
Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня.
Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.
Слайд 8 Филька по прозвищу «Ну Тебя»
Жил в Бережках со своей
бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя».Филька был молчаливый, недоверчивый,
и любимым его выражением было:
«Да ну тебя!»
Слайд 10 Панкрат-колдун.
мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она
лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза
посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Слайд 11 Природа в сказке
Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники,
хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном
разбились сосульки и т.д.).
Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
Слайд 12Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный
озлобленный мальчик.
2.Инвалид, просящий подаяние.
3. Решение Фильки идти за помощью к
людям.
4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Слайд 13Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
2.Рассказ бабки
(легенда).
3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
Слайд 14Жестокий поступок Фильки.
Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся,
замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег
и закричал:
-На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
Зима в Бережках
Какие выразительные средства
использует
автор, создавая зимний пейзаж?
Слайд 16Обезумевшая метель.
…тотчас в голых
деревьях, в изгородях
и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный
ветер, вздул снег…
Ревела,
обезумев, метель…
Слайд 17Примирение с конем.
Филька принес коню
буханку свежего хлеба.
Конь
съел хлеб и положил
голову Фильке на плечо.
близкий,
добрый,
горячий
ласковый
Слайд 19Название сказки
- Какой антоним употребляет автор к слову «теплый»?
- А
может ли быть холодным хлеб?
- Как может быть холодным человек,
сердце?
- Какие смыслы имеет название?
Слайд 20Смысл названия сказки
1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб
помог подружиться коню и мальчику;
2. Нельзя быть холодным, злым,
равнодушным по отношению к другим.
из «Книги о воспитании»:
«Что посеешь,
то и пожнешь, о сын мой! Это значит, что
за добро тебе воздастся добром, а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки»
Слайд 22 Константин Паустовский
«Мне хочется хотя бы маленькой,
но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная
улыбка. Улыбнитесь мне напоследок»
Слайд 23«Теплый хлеб»
Вывод:
Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше
зла не делать никогда и никому.
Слайд 24Тест по сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб».
Группа №1
Группа №2
Группа №3
1. В 1.В 1.В
2. А 2.В 2.В
3. В 3.В 3.А
4. В 4.А 4.В
5. В 5.Б 5.В
МОЛОДЦЫ!!!
Слайд 25Домашнее задание
1) Сочинение – миниатюра «О чем заставила меня задуматься
сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
2) Вопросы к главному герою сказки.
3)
Кроссворд по тексту сказки.