Слайд 2Пасхальная история.
Презентация на тему:
" Пасхальная история".
Выполнила: Демидова Е.Г.
2019г.
Слайд 3Воскресение
Христово.
Пасха или Воскресение Христово — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
Практически
все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных
гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Слайд 4Русские традиции на
Пасху.
За 11 веков своего существования российская Пасха приобрела
свои оригинальности и колорит. Ведь именно праздничный пасхальный стол существенно
выделяет ее среди других православных праздников. Для праздника характерны особые символы — кулич и яйцо. По всей России, начиная с Чистого четверга, выпекают куличи, готовят творожные пасхи, красят яйца различными способами. По древнему обычаю стремились подготовить обильное гарнированное меню, но даже и в небогатых семьях в количестве пасхальных блюд обязательно находились свежеиспеченный по особенному рецепту куличик и разрисованные яйца.
Слайд 5Русские традиции на
Пасху.
На их приготовленье куличей каждый раз
требуется масса свободного времени. Тесто для куличей или пасхи замешивали
продолжительно, вооружившись терпением. Использовали при этом лучшие из лучших продукты питания. Далее украшали и раскрашивали яйца. Художественно разукрашенные яйца всегда являлись внушительной гордостью семейства. Другие яства, которые приготовляли на Пасхальный стол, также были неповторимыми. Большая часть из них на протяжении календарного года преимущественно не готовилась. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: куличам, пасхе, рулетам, запеканию молоденьких поросят, окороков, жареной телятине.
Слайд 6Великий весенний
праздник.
Народный праздник Пасха всегда выпадает на начало весны.
Точную дату этого торжества устанавливают по лунному календарю.
Неделю, предшествующую празднеству,
называют светлой пасхальной седмицей или страстной, у которой каждый день, начиная с понедельника, — Светлый. Русский народ заблаговременно готовится к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, украшает дома и дворы, наводит везде и во всем идеальную чистоту.
Слайд 7Чистый
Четверг.
Но наиболее активно начинают готовиться к Воскресению Христову с
Чистого (Светлого) Четверга. Верующим людям полагалось встать на зорьке, чтобы
непременно выкупаться и таким образом очиститься от всяческих грехов, набравшихся за весь год. И только после этого посетить храм, где необходимо было исповедоваться и причаститься. После службы быстро шли домой, чтобы внести последние штрихи в образцово-показательном порядке, перед покраской яиц и выпекание куличей.
Слайд 8Пасхальный
звон.
В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время
Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю
Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.
Слайд 9Пасхальный колокольный
звон.
В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи,
потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с
кроликом и яйцами.
Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.
Слайд 10Пасхальное
богослужение.
В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо
торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после
подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.
В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом.
Слайд 11Пасхальный огонь.
Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также
в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы
после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.
Слайд 12Пасхальный
крестный ход.
Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в
полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника (гимнографические тексты строфической формы).
Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
В Римско-католической церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.
Слайд 13 "Артос".
По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего
воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место
оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.
Слайд 14Главное яство.
Кулич – одно из главных яств пасхального стола, важный
христианский символ. Название "кулич" церковного происхождения, пришедшее в русский язык
из греческого, в котором оно означает «крендель». Традицию освящать хлеб во время пасхальной литургии основали сами апостолы. В знак незримого присутствия среди них Спасителя они оставляли во время трапезы за столом в центре свободное место для Господа и клали перед ним хлеб (по гречески - "артос"). Артос символизирует воскресшего Христа. Его освящают на литургии в день Пасхи, а в Светлую субботу раздают по куску верующим. Кулич же, выпекаемый верующими на Пасху, – это домашний аналог церковного артоса. На Светлое Христово Воскресение освящение и употребление артоса, кулича – символа жертвы и искупления Христа – имеет особое значение, воплощая суть праздника: спасение и очищение человечества от греха через Христову жертву. В пасхальном куличе, в отличии от артоса, в изобилии присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич может простоять, не испортившись, все 40 дней от Пасхи до Вознесения. Он символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость и красота пасхального кулича выражают заботу Господа о нас, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам нашим, готовность услышать любую молитву, прийти на помощь каждому из нас.
Слайд 15Крашеные яйца - неизбежная принадлежность пасхального разговения. Обычай дарить в
день Воскресения Христова крашеные яйца очень древен; некоторые историки относят
начало этого обычая тоже к временам апостольским. В последовавшие затем века он распространился по всему христианскому миру. К XII в. яйцо обязательно при праздновании христианской Пасхи. Почему же именно яйцо так особенно вошло в христианство? Люди считали, что яйцо символизирует тайну жизни, его первооснову. Символика пасхального яйца - еще шире. Яйцо - одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из "неживого" яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения. Поэтому яйцо стало пасхальным символом. Обычай дарения именно крашеных яиц связывают с таким эпизодом: Мария Магдалина начала проповедь в Риме с того, что преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами: "Христос воскресе!".
К празднику Пасхи красили куриные, реже - гусиные яйца. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Люди поздравляют друг друга с Воскресением Христовым, христосуются, обмениваются крашеными яйцами и дарят их как символ Пасхи.
В Украине и у некоторых южных славян пасхальные яйца не просто красятся, как у россиян: они пишутся, т. е. разрисовываются. Отсюда и название - "писанки", не употребляемое в центральной России. Изображение и узоры, воспроизводимые на писанках, возникли еще в древности. Некоторые из этих изображений и узоров свойственны только той или иной местности, расшифровка их - дело нелегкое. Орнаменты и рисунки писанок так разнообразны, что заслуживали бы отдельного художественного обзора. В них отразились и художественный вкус народа, и его верование, и влияние первых веков христианства.
Слайд 16"Млеко огустевшее".
Творожная же пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует
гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней
стороне, как и на куличе, должны быть буквы «ХВ», означающие, как говорилось выше, «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (деревянной формы, в которую выкладывают творог) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа. С другой стороны, форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания "Нового Иерусалима", города, в котором "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец" (Апок. 21, 22). Таким образом, творожная пасха - это символ пасхального веселья, сладости райской жизни.
Слайд 17Пасхальное
приветствие.
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания
Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос
воскресе!» — «Во истину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».
Целование и общепринятые фразы при христосовании являются святым пасхальным наследием, переданным нам, согласно древнецерковной традиции, самими апостолами и их учениками. Встречаясь друг с другом в первые дни по Воскресении Спасителя, они радостно восклицали "Христос воскресе!" и приветствовали друг друга восторженным, братским лобызанием. Таким образом, взаимные лобызания, которыми в святые дни Воскресения Христова верующие приветствуют друг друга, являются видимыми знамениями того, что вражда наша разрушена, и мы смертию и Воскресением Спасителя приведены снова в общение с Богом. Обычай же дарить при этом яйцо, и непременно красное, связывают с именем св. Марии Магдалины.
Также на Пасху дети устраивали «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.
Слайд 18Веселые
Зайчики.
В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром
Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются
обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.
Слайд 19Праздничная
трапеза.
Раньше изготовление пасхального кулича, а также творожной пасхи и
яиц, было одной из самых важных обязанностей хозяйки.
По народным представлениям,
кулич был обязательным элементом пасхальной трапезы и для умерших. Его кусочки оставляли в пасхальную ночь на божнице или на столе под иконами для "родителей", относили в числе других пасхальных блюд на кладбище.
Обрядовое значение кулича было очень велико. Крестьяне старались сохранить и использовать каждый его кусочек. Повсеместно сохраняли верхушку кулича, наделявшуюся наибольшей магической силой. Обычно хозяйки пекли не один, а несколько куличей, каждый из которых предназначался для своей цели: один для себя, другой отдавали священнику, третий предназначался для скотины ("скотинная паска"), с четвертым ехали засевать ("засевальная паска").
Слайд 20Пасхальные
приметы.
Изолированно от всех этих суеверий располагается монолитная категория пасхальных
примет, которые сейчас именуют хозяйственными. Так, например, российское население непоколебимо
был убеждено, что пасхальная пища, освященная молитвой в храме, имеет сверхъестественную ценность и владеет силой содействовать им в опасные и важные моменты жизнедеятельности. В связи с этим абсолютно все останки, особенно кости, с пасхального стола тщательным образом сохранялись: доля из них закапывалась в почву на пажитях, с целью обезопасить посевы от града, а некоторую часть сохраняли в жилищах и при летней грозе кидали в пламя, для того, чтобы отвести молнию. Точно так же повсюду сберегалась головка свяченого кулича, с тем, чтобы домовладыка, выбывая на пашню засевать, имел возможность забрать её с собой и съесть на собственной ниве, чем, по сути, обеспечивал грядущий отменный размер урожая.
Полный пасхальный промежуток времени тянется сорок суток, вплоть до самого праздника Вознесения. А 1-ая неделя после светлого торжества Пасхи имеет наименование Красная горка.
Слайд 21Троицкая церковь «Кулич и Пасха» Санкт-Петербург.
Князь Вяземский был человеком кипучей
энергии, грандиозных планов и щедрой фантазии. Сосредоточив в своих руках
гигантскую власть тройного министра МВД, юстиции и финансов, он исправно исполнял свою многогранную работу и был в почете у императрицы.
Екатерина II нередко гостила в имении Вяземского, он с размахом и хлебосольством «угощал пирами» государыню и подарки сыпались на умного царедворца как из рога изобилия. Одна из таких монарших милостей, по некоторым сведениям, достигла кругленькой суммы в 200 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам.
На эти деньги князь решил возвести в имении церковь, причем такую, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Вдобавок округа отчаянно нуждалась в приходе и соответствующем храме.