Слайд 1Чагиева Аягуль Еркетаевна
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Джазаторская средняя
общеобразовательная школа имени М.И.Берсимбаев».
Презентация на тему: «Царскосельская статуя»
Слайд 2Стихотворение «Царскосельская статуя»
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавленны кусты
Неспешно
зреющей рябины.
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На
камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Слайд 3 Цель нашего проекта
Ознакомить обучающихся с автором произведения
«Царскосельская статуя»: А.А.Ахматовой.
Дать описание статуи с разных сторон и ракурсов,
положений.
История создания стихотворения.
Разные описания и особенности данной статуи.
Слайд 4Анна Андреевна Ахматова во время сочинения стихотворения.
Ахматова, также как и
Цветаева повествует в своём стихотворении о рябине. Она немного завидует
ей, так как на неё обратил внимание великий поэт и воспел эту бронзовую красавицу в своем стихотворении.
Ахматова обращается к статуе и говорит ей что хотела быть на её месте, чтоб о ней так же красиво и влюблено мог говорить Александр Сергеевич Пушкин.
Слайд 5История создания стихотворения.
Стихотворение «Царскосельская статуя» было написано в 1916 году,
вошло в третий сборник стихов Анны Ахматовой «Белая Стая», выпушенный
незадолго до революции в сентябре 1917 года.
.
Слайд 6Для «Царскосельской статуи» создавались даже романсы, критики были довольны…
Цезарь Кюи
- русский композитор, музыкальный критик.
Как художник наиболее
раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе.
Считал, что романс «Царскосельская статуя»- это настоящий шедевр того времени
Слайд 7Романс «Царскосельская статуя»
Эта миниатюра – одна из жемчужин русской вокальной
лирики. Представляет собой сочетание трех великолепных созданий искусства: скульптуры, поэзии
и музыки.
Слайд 8Сюжет композиции позаимствован у французского баснописца 17 века Ж. Лафонтена
- молодая крестьянская девушка отправилась на базар продавать молоко, но
замечталась о возможном богатстве. Представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка в печали присела у обочины дороги.
Слайд 10Воссоздал памятник печали скульптор Павел Петрович Соколов. Находится скульптура в
Екатерининском парке в Царском селе. В 1830 году А.
С. Пушкин, под впечатлением этой скульптуры, пишет стихотворение «Царскосельская статуя». Что же его заставило вспомнить эту скульптуру? 1830 год – год великого перелома в творчестве русского гения. Он подводит итог сделанного, чтобы смело двинуться по новой, неизведанной дороге. Пушкин полон творческих сил и новых замыслов. Прощание с прошлым всегда волнительно. Вот в такой эмоциональный момент и родилось стихотворение «Царскосельская статуя»
Слайд 11Ниже мы приведем лексические, синтаксические, фонетические и морфологические особенности стихотворения
«Царскосельская статуя».
Слайд 12Лексические особенности:
Стихотворение написано бытовой(общеупотреби-
тельной ) лексикой.
Архаической окраски нет…
Слайд 13РАЗМЕР СТИХА У АННЫ АХМАТОВОЙ – ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ. О ЧЕМ
НАПОМИНАЕТ ЭТОТ РАЗМЕР? ПРЕЖДЕ ВСЕГО – О ПУШКИНЕ: БОЛЬШИНСТВО ЕГО
ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАПИСАНО ЭТМИ РАЗМЕРОМ. А ВЕДЬ СТИХИ АХМАТОВОЙ – ЭТО НАВЕЯННОЕ СТАТУЕЙ ВОСПОМИНАНИЕ О ПУШКИНЕ, О ЕГО СТИХ-ИИ. АХМАТОВА ПОДРОБНО ОПИСЫВАЕТ ФОНТАН . МЫ УЗНАЕМ ИЗ ОПИСАНИЯ. ЧТО ДЕВА «ОСЛЕПИТЕЛЬНО СТРОЙНА / ПОДЖАВ НЕЗЯБНУЩИЕ НОГИ / НА КАМНЕ СЕВЕРНОМ ОНА / СИДИТ И СМОТРИТ НА ДОРОГИ /» .ЧТО ПОЭТ ВИДИТ СТАТУЮ ОСЕННИМ ВЕЧЕРОМ – ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ СТРОФЕ. В СТИХ.., ПРЕОБЛАДАЮТ СЛОВА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ОТКРЫТО ВЫРАЖАЮЩИЕ ЧУВСТВО АВТОРА: ОСЛЕПИТЕЛЬНО СТРОЙНА, СМУТНЫЙ СТРАХ, ДЕВУШКОЙ ВОСПЕТОЙ, ПРОСТИТЬ ВОСТОРГ ХВАЛЫ ВЛЮБЛЕННОЙ, ВЕСЕЛО ГРУСТИТЬ. НАРЯДНО. ЯРКИЕ МЕТАФОРЫ И ЭПИТЕТЫ СОЗДАЮТ ЗРИМУЮ КАРТИНУ, ОКРАШЕННУЮ ЭМОЦИЕЙ, СОВЕРШЕННО ИНОЙ,ЧЕМ У ПУШКИНА.
Слайд 14Размер стихотворения
Данное стихотворение написано двустопным ямбом с присутствием пиррихии ,
перекрестной рифмой, как женской так и мужской
1 2 3 4 5 6 7 8
У/же/ кле/но/вы/е лис/ты 2,4,8
U - U - U U U -
1 2 3 4 5 6 7 8 9
На/пруд/ сле/та/ют ле/бе/ди/ный 2,4,8
U - U - U U U - U
Пиррихия
Слайд 15Синтаксические особенности:
Стихотворение написано в основном простыми предложениями, осложненными деепричастным оборотом
(2 строфа, 1 предложение) и однородными членами предложения
(2 строфа 4
строка).
Поджав незябнущие ноги.
Сидит и смотрит на дороги.
Слайд 16 Морфологические особенности:
Преобладают глаголы, они помогают автору при описании девушки,
осени, помогают передать чувства автора и помогают донести смысл текста
читателю!
Сидит и смотрит.
Играли на её глазах.
На пруд слетают лебединый.
Слайд 17Аллитерация: звук [Н] использован 33 раза, он придает тексту смягчение
с помощью этого звука читателю понятен смысл стихотворения.
Ассонанс: звук [И]
использован 19 раз. Он также придает смягчение и передается спокойствие автора.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
Звук лебединых криков слышится в этих строках: ле-ле-ле, а в следующих двух- он резко сменяется повторением звука «Р», как бы усиливающим интенсивность цветописи.
…И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
Фонетические особенности:
Слайд 18Преобладают гласный звук «э» – 29 раз, 32 раза повторяется
звук «и» - это ассонанс.
Этот повтор придает тексту четкость ,
звуковую выразительность.
Великолепны аллитерации в первой строфе в первой строфе: ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ- звук лебединых кликов слышится в этих строках.
В следующих двух – он резко сменяется повторением звука «Р», как бы усиливающим интенсивность цветописи.
… И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины
Согласный звук (л) повторяется 13 раз – это аллитерация.
Фонетические особенности:
Слайд 19Языковые средства, использованные в тексте «Царскосельская статуя»:
Обращение(смотри, 4-ая строфа), оксюморон(ей
весело грустить, 4-ая строфа, нарядно обнаженной, 4-ая строфа), метафора(окровавленны кусты,
1-ая строфа), эпитет (незябнущие ноги, 2-ая строфа, смутный страх, 3-я строфа, влюбленная хвала, 4-ая строфа), олицетворение(лучи играли, листы слетали, ослепительно стройна, восторг хвалы влюбленной 1,2,3,4-ые строфы), инверсия(хвалы влюбленной, и как могла я ей простить, девушкой воспетой, окровавленны кусты, пруд лебединый).
Слайд 20В заключении, мы хотим сказать, что стихотворение «Царскосельская статуя» хоть
и небольшое произведение, но очень ценное и с доступным содержанием.
Вывод:
Слайд 21
И нтерес к проблеме проявился?
Т
ворческие задания выполняли?
О общение состоялось?
Г отовы к написанию сочинения?
Слайд 22Лестница настроения
Безразлично
Скучно
Интересно
Увлекательно