Слайд 1ТВОРЧЕСТВО
ПЕТРА
БОРИВОВИЧА
ПРИХОЖАНА
Автор: Шакирова Аделя Дамировна,
ученица 7 а
класса МБОУ СОШ № 22
г. Набережные Челны Республики Татарстан
Руководитель:
Зинова Наталья Петровна
Слайд 2 Прихожан Пётр Борисович родился 11 февраля 1940 года в городе
Евпатория, Крымской АССР, в учительской семье.
Окончил в 1954 году Ново-Ивановскую
семилетнюю школу в Нижнегорском районе; Симферопольский техникум железнодорожного транспорта в 1958 году; вечернюю среднюю школу в городе Котельниково Волгоградской области в 1959 году; Харьковский инженерно-строительный институт в 1964 году. В студенческие годы участвовал в работе литературной студии Бориса Чичибабина.
Первые литературные опыты относятся ко времени учебы в начальной школе, а первые публикации появились в Харьковской областной молодежной газете «Ленинская смена» в 1962 году.
Слайд 3 По окончании института работал по направлению в городе Братск Иркутской
области, где его стихи регулярно публиковал альманах «Ангара» («Сибирь»), областные
газеты «Восточно-сибирская правда» и «Советская молодежь», братская городская газета «Красное знамя».
По поэме Петра Прихожана «Дума о граде Китеже» областная студия телевидения в 1968 году сняла фильм.
Затем публиковать его произведения стали журналы «Новый мир» (Москва), «Рабоче-крестьянский корреспондент» (Москва), «День и ночь» (Красноярск), «Чаян» (Казань), «Идель» (Казань), «Аргамак» (Набережные Челны).
Слайд 4***
Есть чистокровные породы:
болонка, пудель, мопс, шар-пей…
Породистые есть народы,
а в нас
намешано кровей…
И от пришествия варягов
до нынешних бесславных дней
мы, русские, народ-дворняга
по
сути истинной своей.
В какой угодно упаковке
непритязательный плебей
не поддается дрессировке.
Не поддается… Хоть убей!
Погрязшим в праздности и лени,
легко нам каяться, дабы,
упав покорно на колени,
немедля взвиться на дыбы.
Зато усвоили науку,
иных способную взбесить:
спешим протянутую руку
поцеловать и укусить.
Журнал «День и Ночь» (Красноярск)
Слайд 5Последняя хата
Ты видишь, какая толкучка у касс…
Родителей дети забыли.
Кому мы
сегодня нужны, кроме нас,
и сами себе мы нужны ли?
Мутнеет источник,
мелеет исток,
в воде проявляется запах…
Всегда наших предков влекло на восток,
потомков сдувает на запад.
Давно в деревнях не стучат топоры,
усадьбы полны лебедою,
погосты растут, и пустеют дворы,
и в воздухе пахнет бедою.
Печется картошка в горячей золе.
Дымок выдает адресата.
Живем… И пока мы на этой земле,
не будет сиротствовать хата.
Журнал «День и Ночь» (Красноярск)
Слайд 6 В 1970 году в Восточносибирском книжном издательстве вышел первый сборник
стихотворений поэта «Гуливеры», тепло встреченный читателями и критикой.
Второй
сборник стихотворений «Знакомство» вышел уже в Таткнигоиздате в 1986 году. Там же в 1989 году, отдельным изданием, вышла поэма «Стройка», заставившая по-новому взглянуть на великие стройки коммунизма, что, поначалу, вызвало резкую реакцию официальных идеологов и потребовалось время для осознания того, что правда выше принципов соцреализма.
В 1991 году поэма «Стройка» была переиздана издательством «КАМАЗ».
Уже с 1991 года являлся членом Союза писателей СССР (позднее СПРТ). Но некоторое время ранее в московском издательстве издательстве «Прометей» увидел свет ещё один поэтический сборник Петра Прихожана «Плата за гадание», в который вошло лучшее из написанного поэтом в разное время.
Слайд 7 В 2008 году в издательстве «Московский писатель» увидел свет плод
многолетней работы поэта – «Новая Илиада».
Слайд 8 Пётр Борисович с детства страстно хотел прочитать «Илиаду» Гомера. Перевод
Николая Гнедича , попавший в руки к нему, после первого
прочтения (вернее попытки прочитать) превратил его желание в крах. Дальше середины первой песни дело не пошло. И так происходило несколько раз. Этот текст казался сложным, и Прихожан решил перевести его на более просто язык. По началу записи были отрывочными, потом вошли в систему.
Дойдя до последних песен, он обнаружил, что практически переписал «Илиаду» заново со своими комментариями и лирическими отступлениями.
Слайд 9 Так родилась компилятивная поэма «Новая Илиада»,написанная на основе перевода Николая
Гнедича. При всём, при том это совершенно новое произведение, написанное
в традициях русской системы стихосложения. Пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой строк в четверостишиях звучит по-новому, так как у каждого времени есть свои ритмы. Но сам человек за 3 тысяч лет мало чем изменился. Его обуревают те же высокие страсти, подвержен тем же порокам, что и во времена Гомера, так же готов к самопожертвованию ради близких, так же лицемерит, прикрывая высокими словами низменные помыслы, алчность, корысть.
Слайд 10 Основную большую часть своей жизни Пётр Прихожан прожил в
г. Набережные Челны.
Начиная с 1971 года он принимает
самое активное участие в строительстве «КамАЗа» (в качестве) от начальника участка до начальника СМУ-1. Возглавляемые Прихожаном коллективы обеспечили ввод в эксплуатацию 1-ой очереди кузнечного завода.
Слайд 11Строительство Камского кузнечного завода
Слайд 13 На основе жизненного опыта, пережитых ситуаций, знакомства с огромным количеством
человеческих судеб, он создаёт поэму «Стройка».
Автор пишет о трудном пути
становления Камского автомобильного гиганта, вобравшего в себя эти тысячи человеческих судеб. Подтверждением этих слов является строки, написанные самим автором .
Сегодня, глядя с высоты седин
На путь от первого котла до ввода,
Я вижу там и беды СМУ-1,
И корпуса кузнечного завода.
Слайд 14 Эта поэма создавалась с апреля по ноябрь 1986 года и
стала своего рода исторической летописью, рассказывающей о возникновении и строительстве
«КамАЗа», о том как со всех уголков великого Советского Союза съезжались люди, формировались семьи, пылали страсти, многие обретали друзей; многие оставались здесь жить , кто-то возвращался на родину. И очень ярко об этом говорят строки из самой поэмы:
Ах, время, время !
Твой закон таков,
Что ныне от границы до границы
Мы ищем по Союзу земляков,
Объединённых званием - Челнинцы.
Слайд 15 Как чуткий психолог подмечал автор где то серьёзные, где слегка
печальные случаи из жизни рядовых людей (гл. «Семейная Драма»). Наличие
риторических вопросов, восклицаний и многоточий говорит о том пламени, которое переполняло душу поэта , ведь всё, о чём он пишет- жизненное, задевающее тонкие струны души. Использование бессоюзных сложных предложений передаёт быструю смену действий особенную динамику жизни и ощущение бурлящей деятельности. Язык прост и лаконичен, без излишеств и вычурности понятен любому читателю. Сочетание возвышенной лексики и просторечья ( апартаменты, конторские бедолаги, дребедень) придаёт особенный колорит поэме, дескать, жизнь разнообразна, а вещи нужно называть своими именами.
Слайд 16 И в самом конце поэмы звучит призыв
Петра Прихожана к будущим поколениям сохранить в памяти историю родного
города:
Я вас прошу не забывать цены
И ставлю точку.
Кончена поэма!
Пётр Прихожан неоднократно был лауретом областных конференций «Молодость,творчество, современность» участникам семинаров, которые вели Макр Саболь, Илья Фоняков, Марк Сергеев и другие известные поэты.
Слайд 17 Он известен и как переводчик с татарского.
Благодаря его
вольным переводам русскоязычные читатели смогли познакомиться с творчеством таких самобытных
поэтов, как Назип Мадьяров, Ханиф Хуснуллин, Газиз Кашапов, Махмуд Газизов и другие, а юный поэт Булат Садретдинов со своими стихами в переводе Петра Прихожана, стал лауреатом Всероссийского конкурса юных талантов,
проводимого фондом Спивакова. Пётр Прихожан награждён медалями.
Последние годы своей жизни поэт посвятил работе над поэтическим переложением памятника «древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». И один из отзывов об этом труде был таков: «… завидна концептуальная вдумчивость, не зашоренность, сакральная красотища».
Пётр Прихожан работал также в жанрах любовной, гражданской, пейзажной лирики, иронических стихов, мистики и изотерики.
Слайд 18 Поэт являлся членом жюри учреждённой в Елабуге литературной премии имени
Марины Цветаевой.
Слайд 19 Всю свою жизнь он торопился жить и многое успеть :
кому-то помочь, кому-то подсказать, кого-то научить. И тот костёр, который
горел в душе беспокойного поэта, продолжает греть души читателей и поклонников его творчества.
Всю свою жизнь Пётр Прихожан был простым ,скромным человеком, никогда не выставлявшим на показ награды и медали. И характеристику себе он дал сам в своём стихотворении «Я».
Слайд 20Я и этот, я и тот…
Я, Вавила и Федот.
Я и
умный, и дурак.
Я – хозяин, и – батрак.
Я – солдат,
и – командир.
Я и «зек», и – конвоир.
Я – укушенный, и – клоп.
Я и грешник, я и поп.
Я и нищий, и – богач.
Я и жертва, и – палач.
Я и праведник, и – вор.
Адвокат – и прокурор…
Я – красавец, и – урод
Я и рыба, я – и скот.
Я – чухонец, и – чучмек.
Словом – русский человек.
Слайд 21ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. «ДЕНЬ и НОЧЬ» Литературный журнал для семейного чтения
(c) N 7-8 2002г
2. Сайт «Стихи.ру» http://www.stihi.ru/avtor/prikhozhan
3. http://elabuga.com/news_arch/y_10/apr_10/apr_10.html#petr