Разделы презентаций


Урок литературы в 11 классе. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой Ты знаешь, я томлюсь в неволе…

Содержание

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы
в 11 классе
Анализ стихотворения
А.А. Ахматовой
«Ты знаешь,


я томлюсь в неволе…»

Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п.

Изоплит
Гончарова Любовь Викторовна
 
 

Урок литературы в 11 классеАнализ стихотворения А.А. Ахматовой «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»Учитель русского языка и

Слайд 2Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все

мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним,

как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

1. Найдите ключевые образы стихотворения? Охарактеризуйте их.

(Я – ты, Я – лирическая героиня, ты – лирический адресат; Я – главное, стихотворение о чувствах лирической героини).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская

Слайд 32. Определите частоту употребления местоимений «Я», «ты». В какой части

стихотворения употреблены местоимения.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа

моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

( Я, мне – 2 раза, ты – один; в первой части, в начале стихотворения)

2. Определите частоту употребления местоимений «Я», «ты». В какой части стихотворения употреблены местоимения.Ты знаешь, я томлюсь в

Слайд 43. О чём, по-вашему, говорит отсутствие личных местоимений (Я –

лирическая героиня, ты - лирический собеседник) в большей части стихотворения?

стихотворении важнее не внутренние переживания героини, то, её томление в неволе, а что окружает её, где она находится: «Тверская скудная земля», «журавль», «облака», «воротца», «запах хлеба», «тоска», «неяркие просторы»», «осуждающие взоры загорелых баб».)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

3. О чём, по-вашему, говорит отсутствие личных местоимений (Я – лирическая героиня, ты - лирический собеседник) в

Слайд 54. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно

их озаглавить?
( 2 части: 1 – я в неволе, 2

– Тверская скудная земля).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

4. На какие логические части можно разделить стихотворение? Как условно их озаглавить?( 2 части: 1 – я

Слайд 65. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит

между ними?
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но

все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

(Они противопоставлены друг другу. Между ними противопоставительный союз но?)

5. В каких отношениях находятся эти части? Какой союз стоит между ними?Ты знаешь, я томлюсь в неволе, 

Слайд 76. Обратимся к началу стихотворения. Что для лирической героини слово

«неволя». Каков его объективный смысл и субъективно-авторское значение?
Ты знаешь, я

томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

( Неволя – изоляция от мира, темница, тюрьма – синонимический объективный ряд, но для лирической героини»неволя», скорее всего в переносном значении, в субъективно авторском- невозможность общения с близкими людьми , одиночество, невозможность писать стихи, это для неё страшнее смерти, это объясняет следующая строка стихотворения /О смерти Господа моля/).
 

6. Обратимся к началу стихотворения. Что для лирической героини слово «неволя». Каков его объективный смысл и субъективно-авторское

Слайд 87.Каким настроением, состоянием мира героини, проникнуты первые два стиха? Какими

словами оно подтверждается?
(Одиночество, смертельная тоска, «томлюсь в неволе», мольба об

избавлении от мучений, состояние, близкое к смерти)

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

7.Каким настроением, состоянием мира героини, проникнуты первые два стиха? Какими словами оно подтверждается?(Одиночество, смертельная тоска, «томлюсь в

Слайд 98. Какие слова рифмуются в первой строфе?
( «в неволе» -

«до боли», «моля – земля»).
Ты знаешь, я томлюсь в

неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913
8. Какие слова рифмуются в первой строфе?( «в неволе» - «до боли», «моля – земля»). Ты знаешь,

Слайд 109. Вдумайтесь в смысл рифмы. Что выводит героиню из состояния

одиночества, творческой депрессии, из «неволи»? Что уводит её от мольбы

о смерти?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

(Боль)
(Земля; «скудная земля», «Тверская скудная земля»)


9. Вдумайтесь в смысл рифмы. Что выводит героиню из состояния одиночества, творческой депрессии, из «неволи»? Что уводит

Слайд 1110. Посчитайте, сколько в стихотворении глаголов, глагольных форм; сколько существительных.

Как распределены они в строфах? К какому выводу приводит вас

этот подсчёт?

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

(глаголы «знаешь», «томлюсь»; деепричастие «моля», «памятна» - краткое прилагательное, именная часть сказуемого; существительных гораздо больше: «неволя», «смерть», «Господь», «боль», «земля», «журавль», «колодец», «облака», «поля», «воротца», «запах», «хлеба», «тоска», «просторы», «голос», «ветер», «взоры», «бабы»). В стихотворении мало действия, картина рисуется статичная.

10. Посчитайте, сколько в стихотворении глаголов, глагольных форм; сколько существительных. Как распределены они в строфах? К какому

Слайд 1210. Обратите внимание, какие предложения по наличию главных по наличию

главных членов использованы в первой строфе? Какие во второй и

в третьей? Что объединяет 2 и 3 строфу в единое целое?

(В первой строфе предложения двусоставные: «ты знаешь», «я томлюсь», «памятна земля»; во второй и третьей строфах предложения в основном односоставные, назывные: «журавль», «облака», «воротца», «запах», «тоска», «просторы», «взоры».
Вторая и третья строфа воспринимаются, как единое целое – «Тверская скудная земля». Хотя между строфами стоит точка, но их связывает анафора, повторяющийся союз и. Вторая и третья строфа рисуют, казалось бы, неизменную, статичную, вечную картину « скудной Тверской земли». Это и подтверждают назывные предложения.)

10. Обратите внимание, какие предложения по наличию главных по наличию главных членов использованы в первой строфе? Какие

Слайд 1311. Какие эпитеты второй части стихотворения дополняют, расшифровывают эпитет «Тверская

скудная земля»?
( Колодец «ветхий», ворота «скрипучие», «неяркие» просторы, «осуждающие»

взоры).

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

11. Какие эпитеты второй части стихотворения дополняют, расшифровывают эпитет «Тверская скудная земля»? ( Колодец «ветхий», ворота «скрипучие»,

Слайд 1412. Подтвердите, расшифруйте «неяркие» краски «скудной земли». Много ли в

стихотворении слов с цветовым значением?
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О

смерти Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

( Нет, немного. Сравнительный оборот «как кипень» облака; (по Ожегову, «кипень» - белая пена от кипения); «загорелые бабы», на тёмном загорелом лице взоры светлеют, как белизна облаков отчётливее на сине-голубом небе. Неяркая картина скудной Тверской земли становится очень притягательной, в ней сливаются «просторы» и «взоры»(смотри рифму), спокойной, способной вернуть в жизни и дать силы творчества).

12. Подтвердите, расшифруйте «неяркие» краски «скудной земли». Много ли в стихотворении слов с цветовым значением?Ты знаешь, я

Слайд 1513. О чём же это стихотворение? Чем становится «Тверская скудная

земля» для этой героини?
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,  О смерти

Господа моля.  Но все мне памятна до боли  Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца,  Над ним, как кипень, облака,  В полях скрипучие воротца,  И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы,  Где даже голос ветра слаб,  И осуждающие взоры  Спокойных загорелых баб. 1913

(Это стихотворение об обретении родины, которая даёт силы жить и творить).

13. О чём же это стихотворение? Чем становится «Тверская скудная земля» для этой героини?Ты знаешь, я томлюсь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика