Разделы презентаций


Усердней каждым днём смотрю в словарь

  Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать культуру речи. Наука, изучающая виды словарей, методику их составления называется лексикографией ( «лексис» - слово, «графо» - описываю ).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«УСЕРДНЕЙ С КАЖДЫМ ДНЁМ СМОТРЮ В СЛОВАРЬ…»
Каждое слово есть представитель

понятия, бывшего в народе:
что было выражено словом, то было и

в жизни…
 И. Срезневский.

«УСЕРДНЕЙ С КАЖДЫМ ДНЁМ СМОТРЮ В СЛОВАРЬ…» Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе:что было выражено

Слайд 2 
Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои

знания, повышать культуру речи. Наука, изучающая виды словарей, методику их

составления называется лексикографией ( «лексис» - слово, «графо» - описываю ).

Впервые в отечественной лингвистике составлением словаря занялся искусный врач,
моряк – ученый Владимир Иванович Даль. Итогом его
многолетнего труда стало издание «Словарь живого великорусского языка»,
включающего в себя 200 000 слов.

   Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать культуру речи. Наука, изучающая виды

Слайд 3 Прежде чем мы познакомимся со словарями, давайте посмотрим,

на какие два основных типа они делятся. Первый тип словаря

– языковой. К этому типу относятся: орфографический ( «орфо»- правильный, толковый, фразеологический, этимологический и т.д.).

Прежде чем мы познакомимся со словарями, давайте посмотрим, на какие два основных типа они делятся.

Слайд 4 Если же нужна информация о различных явлениях природы или

о выдающихся деятелях науки и техники, о географических открытиях, то

на помощь приходят энциклопедические словари.
Они подразделяются на:
Общие, включающие в себя сведения из самых разных областей знаний. Примером такого справочника является Детская энциклопедия, Большая советская энциклопедия.
Если же нужна информация о различных явлениях природы или о выдающихся деятелях науки и техники, о

Слайд 5 Отраслевые, включающие в себя термины какой-либо отрасли науки,

техники, искусства, литературы. Для школьников Л. И. Тимофеевым и С.

В. Тураевым подготовлен «Краткий словарь литературных терминов» (М. 1978) и хотя словарь издан довольно давно, но среди школьников, серьезно изучающих литературу, он пользуется популярностью, так как базовые толкования терминов ясны для понимания учащихся.

Отраслевые, включающие в себя термины какой-либо отрасли науки, техники, искусства, литературы. Для школьников Л. И.

Слайд 6Прежде чем пользоваться, тем или иным словарем необходимо разобраться в

его структуре.
Словарь состоит непосредственно из словарных статей. Каждая статья начинается

с заголовка. В языковых словарях заголовок всегда имеет ударение.
В словарной статье языкового словаря используются разнообразные пометы – специальные указания на грамматические свойства слова, его стилистическую окрашенность и т.д. Грамматические пометы могут указывать на вид односоставного предложения (безл.), форму падежа (им. п.), число и т.д. Стилистические пометы указывают на стиль речи, диалекты, специальные слова. Все пометы сокращены согласно ГОСТу.
В словарной статье языкового словаря помещаются иллюстративные цитаты и речения. Такие цитаты выписываются из источников художественной, научно-популярной, общественно-политической литературы.

Прежде чем пользоваться, тем или иным словарем необходимо разобраться в его структуре.Словарь состоит непосредственно из словарных статей.

Слайд 7 Например, фразеологизм «курам на смех» иллюстрируется в «Школьном

фразеологическом словаре русского языка» В. П. Жукова цитатой из повести

В. П. Катаева «Белеет парус одинокий»: «Под парусом иди себе куда хочешь… А без паруса, на одних веслах, это что ж: курам на смех!». В качестве иллюстрированных цитат используются пословицы, поговорки, заголовки.
Речения - это словосочетания, иллюстрирующие использование тех или иных слов. В отличие от иллюстрированных цитат речения составляются самими авторами словаря. Так, например, слово «обоюдный» используется в речении «по обоюдному соглашению» в «Грамматико-орфографическом словаре русского языка » А. В. Текучева и Б. Т. Панова.
Так же важной частью словаря является предисловие. Из него мы узнаем о составе слов, их расположении, видах сокращений и т.д.

Например, фразеологизм «курам на смех» иллюстрируется в «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В. П. Жукова

Слайд 8 А теперь обратимся непосредственно к самим словарям.


Русский язык ежедневно пополняется новыми словами. Человек не

способен запомнить написание всех слов входящих в его лексикон. На помощь приходит орфографический словарь. Интересна история его создания. В 30-е годы ХХ века работу над таким словарем начал ученный-языковед А. М. Пешковский.
Александр Матвеевич не успел воплотить свои замыслы в жизнь, так как в 1933 году его жизнь оборвалась. И тогда за составление первого орфографического словаря взялся профессор Д. Н. Ушаков.
При подготовке Ушаков испытывал определенные трудности из-за неупорядоченности русской орфографии. В 1934 году работа над словарем была завершена. Позже словарь был дополнен и усовершенствован языковедом С. Е. Крючковым, и на обложке стали печатать две фамилии Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.

А теперь обратимся непосредственно к самим словарям.   Русский язык ежедневно пополняется новыми

Слайд 9На сегодняшний день орфографических словарей издается не мало. Но до

сих пор первый в нашей стране орфографический словарь пользуется популярностью

среди школьников. На нем они учатся работать со словом, изучают справочный аппарат, помещенный в конце словаря.
Говоря о видах словарей нельзя не вспомнить и о толковых. Самый известный из таких словарей – это «Словарь русского языка», составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. Он содержит 57000 слов. Автор до конца жизни работал над словарем, совершенствуя его структуру. Для школьников было издано два толковых словаря: первый – «Школьный толковый словарь русского языка» авторов М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П, Снетовой, предназначенный для учащихся с родным русским языком; второй – под редакцией М. И. Махмутова, А. В. Текучева, Н. М. Шанского – для школьников, изучающих русский язык в качестве иностранного
В словарях такого типа можно навести справку о значении слова, его написании. Если слово многозначно, то указаны все значения слова.


На сегодняшний день орфографических словарей издается не мало. Но до сих пор первый в нашей стране орфографический

Слайд 10Толковый словарь очень важен в сегодняшней жизни. Ведь он позволяет

нам употреблять слова в соответствии с их значениями, т.к. употребление

одного слова вместо другого является грубой ошибкой.
Фразеологизмы всегда использовались как яркое, образное средство, украшающее речь. Поэтому не менее актуален в использовании «школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова.
Словарь уникален тем, что в довольно-таки сжатом по объему материале автор смог показать происхождение тех или иных фразеологизмов, их происхождение, грамматические особенности, синтаксическую роль в предложении.
У многозначных фразеологизмов указываются все значения, а также указываются фр.-антонимы.

Толковый словарь очень важен в сегодняшней жизни. Ведь он позволяет нам употреблять слова в соответствии с их

Слайд 11Сегодня лингвистика шагнула далеко вперед. Все новые и новые виды

словарей появляются благодаря кропотливому труду ученых. Но надо помнить, что

у истоков лексикографии стояли такие замечательные ученые, как Даль, Ожегов, Ушаков, Крючков, Чешко и другие – люди, которые делом своей жизни считали работу со словом. Благодаря их нелегкому труду мы имеем возможность овладеть в полном объеме культурой речи, стать грамотными и разносторонне образованными людьми. Ведь «СЛОВАРЬ – ЭТО КНИГА КНИГ…» (А. Франс).

Сегодня лингвистика шагнула далеко вперед. Все новые и новые виды словарей появляются благодаря кропотливому труду ученых. Но

Слайд 12ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Эта работа предназначена для учащихся 6 класса. После знакомства с

видами словарей целесообразно провести практическое значение с использованием записей в

тетрадях. В школах с расширенными библиотечными фондами можно провести библиографический урок с привлечением к работе школьного библиотекаря. Также детям можно дать задание подготовить библиографический материал об ученых - языковедов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Эта работа предназначена для учащихся 6 класса. После знакомства с видами словарей целесообразно провести практическое значение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика