Слайд 1Рассказ А.П.Чехова
«Размазня»
Слайд 2Высказывания Чехова
«…Трудно за юмором угнаться. Иной
раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому
тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь».
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...»
«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая..."
Из письма к А.Ф.Суворину.
Слайд 3Словарная работа
ГУВЕРНАНТКА (фр. gouverner — управитель) — нанятая воспитательница
детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более
старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего иностранным языком).
СЮРТУК (устар., от фр. surtout - широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci ( франц.) – благодарю.
Слайд 4Словарная работа
ГОРНИЧНАЯ - служанка, в обязанности которой входили
уборка комнат и другие домашние работы (кроме стряпни).
ЦЕРЕМОННЫЙ
— 1. Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
2. Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Слайд 5Работа с текстом
– Ваши впечатления
от рассказа?
– Каковы намерения рассказчика
в разговоре с гувернанткой?
– Заметили ли вы, что он только притворяется бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают это увидеть.
– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?
– Как вы понимаете определение, данное человеку, – «размазня»?
Слайд 6Словарная работа
РАЗМАЗНЯ́, размазни, род. мн. размазней, жен.
(разг.). 1. Вязкая, полужидкая каша. || перен. Жидкая грязь (прост.).
На улице размазня после дождя.
2. перен. Вялый, нерешительный человек (разг., пренебр.).
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.
Слайд 7Работа с текстом
– Рассказчик хотел преподать Юлии Васильевне «жестокий
урок». Получилось ли это у него? Почему?
– Почему гувернантка такая
«кислятина» и «размазня»? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера. А что еще?
– Посмотрите экранизацию этого рассказа.
В чем отличие увиденного и прочитанного?
Слайд 9Поразмышляем над прочитанным…
Как вы понимаете последнюю реплику рассказа
- «Легко на этом свете быть сильным!» ?
Что
звучит в этих словах - самодовольство (мол, вот я какой!) или самоирония и горечь (да уж… победил…)?
Слайд 10Поразмышляем над прочитанным…
Герой-рассказчик
стремился своей намеренной несправедливостью разбудить в гувернантке возмущение, бунт –
то, что мы связываем с чувством собственного достоинства. Он хотел, чтобы девушка стала сильной, «зубастой», чтобы училась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку посмелее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией.
Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику.
Какой «урок» вынес он сам из этой истории?
Слайд 11Система образов
1. Образ рассказчика – олицетворение силы и власти. Но «легко
на этом свете быть сильным» только тогда, когда ты богат.
2. Образ
Юлии Васильевны – олицетворение человеческой слабости, покорности, безропотности. Но такие люди чаще всего честные и искренние. И они вызывают сочувствие, но не насмешку!
На чьей стороне автор? Какова его позиция?
Слайд 12Подведем итоги наших наблюдений
Позиция автора в рассказе
не однозначна.
С одной стороны, А.П.Чехов
как будто призывает нас быть сильными, отстаивать свое человеческое достоинство, бороться за «жизненную правду». Но, с другой стороны, симпатии автора явно на стороне героини – безропотной Юлии Васильевны. Почему?
А.П.Чехов показывает нам в главной героине образ «маленького» человека, в душе которого в силу жизненных обстоятельств, от него не зависящих, навсегда поселилось чувство раба. От этого чувства очень трудно избавиться. И нельзя за это осуждать человека, можно ему сочувствовать и протягивать руку помощи – такова позиция автора.
Слайд 13Какое высказывание Чехова наиболее созвучно нашему уроку?
«…Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором
да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь»…
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...»
«Напишите-ка рассказ о том, как …человек... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая..." (Из письма к А.Ф.Суворину).
Слайд 14Домашнее задание
Дайте письменный развернутый ответ на один из вопросов:
1) Был ли в вашей жизни случай, подобный чеховской истории?
Расскажите о нем.
2) Какие жизненные уроки я вынес из рассказа А.П.Чехова?